Урок 16. Жизнь и творчество В. А. Жуковского
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией и творчеством В. А. Жуковского
Задачи урока
- Осветить факты биографии В. А. Жуковского, его творческий путь. Читать лирические стихотворения поэта. Читать и анализировать поэму В. А. Жуковского «Светлана», элегию «Море» и стихотворение «Невыразимое»
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Романтизм, элегия, баллада, сюжет, лирический герой, эпитет, олицетворение
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Коллективная проверка домашнего задания. Проверка индивидуальных заданий: несколько учеников представляют подготовленные презентации о понравившихся им поэтах пушкинской поры. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией В. А. Жуковского (см. учебник 1 ч. С. 162–166), с опорой на материалы объекта. Некоторые фрагменты стихотворений, приведенные в учебнике, учитель читает сам, некоторые предлагается прочитать учащимся. |
3 | 3. Этап изучения нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Повторение понятий романтизм, элегия, «двоемирие», баллада. Учащимся предлагается послушать фрагмент баллады «Светлана», затем – прочитать ее самостоятельно. Фронтальная беседа по вопросам рубрик «Обсудим вместе», «Решаем читательские задачи» и «Литературная мастерская». – В отличие от других баллад В.А. Жуковского «Светлана» — оригинальная, непереводная баллада. С помощью каких образов и деталей создаётся её национальный колорит? – Почему тоскует Светлана? К кому она обращается за помощью и утешением? Что вы можете сказать о характере героини? – Какой сказочный сюжет развивает автор? Укажите на тёмные силы и чудесных помощников героини баллады. Почему, по-вашему, героиня избегает опасности? – Сказочен не только сюжет баллады В.А. Жуковского: само повествование сказочно. Например, используется зачин (найдите его в тексте) и концовка (прочитайте её выразительно). Найдите постоянные эпитеты, характерные для народных сказок, и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое настроение они создают? – Как меняется интонация в балладе? С помощью каких образов создаётся тревожное настроение и у героини, и у читателя? – В балладе есть эпизоды, когда мы видим происходящее глазами Светланы, а автор как бы отстраняется. Что это за эпизоды и почему, на ваш взгляд, автор намеренно отказывается от роли повествователя? – Неожиданна ли, на ваш взгляд, развязка? Как бы вы объяснили сон Светланы, если бы не было обращения автора? Как В. А. Жуковский объясняет выбор имени героини? – В чём, по словам автора, смысл баллады? Как он подтверждается её содержанием? – Перечитайте эпизоды гадания, пребывания в избушке с мертвецом и пробуждения Светланы. С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ тишины в первых двух эпизодах и морозного утра в последнем? Чем отличается эмоциональная окраска этих эпизодов? Почему? |
4 | 4. Этап изучения нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Чтение и обсуждение стихотворения «Невыразимое» и элегии «Море». Фронтальная беседа по вопросам рубрик «Обсудим вместе», «Решаем читательские задачи» и «Литературная мастерская». – С помощью каких эпитетов и метафор создаётся описание картин природы в стихотворении «Невыразимое»? – Какие вопросы задаёт лирический герой и как отвечает на них? Объясните, что нельзя выразить и почему? – Любимым эпитетом В.А. Жуковского литературоведы называют «тихий». Найдите словосочетание с этим эпитетом в стихотворении «Невыразимое», а также объясните, в чём, по-вашему, особенность других эпитетов в стихотворении? – На каком контрасте построено стихотворение В.А. Жуковского «Море»? Что, по-вашему, символизируют собой образы неба и стремящихся к нему моря, тёмных туч? – Какие олицетворения используются в элегии «Море»? С помощью каких эпитетов описывается морская стихия? – Н.А. Полевой, современник поэта, утверждал, что отличие В.А. Жуковского от всех стихотворцев — «гармонический язык, так сказать, музыка языка… Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько словом». Проанализируйте лирические стихотворения поэта с точки зрения их музыкальности, выразительности. Обратите внимание на анафору («Невыразимое»), рефрен («Море»), звукопись и экспрессивно окрашенные слова, которые, по мысли исследователей творчества В.А. Жуковского, создают в душе человека определённый эмоциональный настрой, подобный музыке. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Выполнить исследовательское задание в тетради (на выбор). 1. Что нового узнали вы о жизни и творчестве В.А. Жуковского? Какие качества характера В.А. Жуковского и особенности его поэзии отмечали его современники? Своё мнение подтвердите высказываниями А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова, Ф.И. Тютчева. Подготовьте рассказ о поэте и его творчестве с использованием стихотворных фрагментов. 2. Н.А. Полевой, современник поэта, утверждал, что отличие В.А. Жуковского от всех стихотворцев — «гармонический язык, так сказать, музыка языка… Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько словом». Проанализируйте лирические стихотворения поэта с точки зрения их музыкальности, выразительности. Обратите внимание на анафору («Невыразимое»), рефрен («Море»), звукопись и экспрессивно окрашенные слова, которые, по мысли исследователей творчества В.А. Жуковского, создают в душе человека определённый эмоциональный настрой, подобный музыке. |