Урок 15. Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах. Фонетика. Орфоэпия. Графика
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся повторить и обобщить знания в области фонетики, орфоэпии и графики, а также отрабатывать умения применять полученные знания на практике
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся представление о системном характере языка и строении его основных единиц, умение пользоваться имеющимися знаниями в речевой практике (при выборе варианта произношения и написания, анализе текста, характеристике его единиц), соблюдать основные правила культуры речи, в том числе нормы орфоэпии и интонации
Виды деятельности
-
Адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую, известную и новую) устного и письменного сообщения.
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы.
Опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа.
Выполнять тестовые задания на знание лингвистической характеристики языковых единиц, владение орфоэпической нормой
Ключевые понятия
-
Звуки и буквы, алфавит, орфоэпические нормы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упражнения № 157 рабочей тетради. Беседа по вопросам: Что вы знаете об особенностях звуковой системы русского языка? Его графической системы? Какие разделы лингвистики посвящены изучению этих вопросов? Какие орфоэпические нормы вам известны? Были ли в вашей жизни (в жизни ваших знакомых) случаи, когда знание орфоэпических норм оказывалось для вас (для них) особенно важным? |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Орфоэпические нормы. Учитель может сделать следующее обобщение трудных случаев постановки ударения в словах и отдельных формах слов русского языка. Необходимо помнить, что: 1) в формах именительного падежа множественного числа: бАнты, крАны, пОрты (ср.: аэропОрты), склАды, тОрты, шАрфы и в формах косвенных падежей: (нет) бАнтов, крАнов, пОртов, склАдов, тОртов, шАрфов и т.д. ударение падает на первый слог; НО: гербЫ, гербОв и т.д.; 2) в кратких прилагательных и причастиях женского рода: занятА, запертА, нажитА, начатА и др., а также в глаголах прошедшего времени женского рода: бралА, взялА, ждалА, занялА, понялА, рвалА и др. ударение ставится на окончание. В словах клАла, крАлась и некоторых других ударение падает на корень; 3) глаголы включИть, вручИть, звонИть, исключИть, исчЕрпать, клЕить, облегчИть, сорИть и др. сохраняют ударение в личных формах: включИшь, вручИшь, звонИшь, исключИшь, исчЕрпаешь, клЕишь, облегчИшь, сорИшь и др.; 4) выделяется группа слов с ударным -Ия на конце: асимметрИя, мимикрИя, диоптрИя и др. (ср. со словами, в которых возможно двоякое ударение: гастронОмИя, кулинАрИя и т.д.). Важно обратить внимание также на ударение в следующих словах: баловАть, избаловАть, балОванный вероисповЕдание втрИдорога гЕнезис дрофА еретИк жалюзИ завИдно изОгнутый Иконопись каучУк кладовАя красИвее мастерскИ молЯщийся оптОвый пулОвер свЁкла слИвовый ходАтайство христианИн щавЕль и др. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | После прочтения текста перед характеристикой извлечённых из него единиц предполагают устное определение его темы, основной мысли, функционально-смыслового типа речи и принадлежности к функциональному стилю. Также в зависимости от жанра текста учитель задаёт вопросы на поиск в нём и разграничение основной и дополнительной, явной и скрытой, уже известной и новой информации. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Орфоэпические нормы. Правила произношения гласных и согласных звуков и звукосочетаний. Односоставные предложения. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Повторение изученного ранее. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Алфавит. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Ударные и безударные гласные. Гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Непроизносимые согласные. Правописание корней. Употребление ь и ъ. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Грамматическая основа предложения. |
7 | 7. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
8 | 8. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнения № 315 учебника. |
9 | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Какие вопросы необходимо повторить? |
10 | 10. Информация о домашнем задании |