Урок 13. Открытие и применение закона всемирного тяготения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Раскрыть эмпирические и теоретические основы законов небесной механики, их проявления в астрономических явлениях и применение на практике.
Задачи урока
- Проверить справедливость закона всемирного тяготения на основе анализа движения Луны вокруг Земли; доказать, что из законов Кеплера следует, что Солнце сообщает планете ускорение, обратно пропорциональное квадрату расстояния от Солнца; исследовать явление возмущенного движения; применить закон всемирного тяготения для определения масс небесных тел; объяснить явление приливов как следствие проявления закона всемирного тяготения при взаимодействии Луны и Земли.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; выдвигать гипотезы; выполнять логические операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение; формулировать цели исследования; составлять план исследования; включаться в работу группы; реализовывать и корректировать план исследования; представлять результаты работы группы; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Закон всемирного тяготения, явление возмущенного движения, явление приливов, уточненный третий закон Кеплера.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе обсуждения вопросов подчеркиваются содержательные элементы законов Кеплера. |
2 | 2. Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель организует беседу о содержании и границах применимости законов Кеплера, закона всемирного тяготения. Обсуждение происходит с опорой на знания учащихся из курса физики о законе всемирного тяготения и его применениях к объяснению физических явлений. |
3 | 3. Постановка учебной задачи | Используя слайд-шоу, учитель организует беседу о необходимости доказательства справедливости закона всемирного тяготения, исследования возмущенного движения небесных тел, нахождения способа определения масс небесных тел и исследования явления приливов. Учитель сопровождает процесс деления учащихся на проблемные группы, решающие одну из астрономических задач, и инициирует обсуждение целей деятельности групп. |
4 | 4. Составление плана по преодолению затруднений | Учащиеся в группах, исходя из поставленной цели, формулируют вопросы, на которые хотят получить ответы, и составляют план достижения поставленной цели. Учитель корректирует совместно с группой каждый из планов деятельности. |
5 | 5.1 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Портрет И. Ньютона представлен на экране в ходе выполнения учащимися самостоятельной групповой деятельности. Учащиеся реализуют план, используя содержание учебника § 14.1 — 14.5. Учитель корректирует и направляет работу в группах, поддерживая деятельность каждого учащегося. |
6 | 5.2 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель организует представление учащимися Группы 1 результатов работы, основываясь на заданиях, представленных на экране. Остальные учащиеся конспектируют основные идеи, высказываемые участниками группы. После представления данных учитель акцентирует внимание на коррекции плана, которую осуществляли участники в процессе его реализации, просит сформулировать понятия, с которыми учащиеся впервые встретились в процессе работы. |
7 | 5.3 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель организует представление учащимися Группы 2 результатов работы. Остальные учащиеся конспектируют основные идеи, высказываемые участниками группы. После представления данных учитель акцентирует внимание на коррекции плана, которую осуществляли участники в процессе его реализации, просит сформулировать понятия, с которыми учащиеся впервые встретились в процессе работы. |
8 | 5.4 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель организует представление учащимися Группы 3 результатов работы. Остальные учащиеся конспектируют основные идеи, высказываемые участниками группы. После представления данных учитель акцентирует внимание на коррекции плана, которую осуществляли участники в процессе его реализации, просит сформулировать понятия, с которыми учащиеся впервые встретились в процессе работы. |
9 | 5.5 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель организует представление учащимися Группы 4 результатов работы. Остальные учащиеся конспектируют основные идеи, высказываемые участниками группы. После представления данных учитель акцентирует внимание на коррекции плана, которую осуществляли участники в процессе его реализации, просит сформулировать понятия, с которыми учащиеся впервые встретились в процессе работы. |
10 | 5.6 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель, используя анимацию, обсуждает динамику возникновения прилива на определенной части поверхности Земли, подчеркивает влияние не только Луны, но и Солнца. |
11 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на методике выполнения заданий группами, коррекцию плана деятельности в ходе ее выполнения, практической значимости полученных результатов. |
12 | 7. Домашнее задание |