Урок 11. Тема «Стихотворения и рассказы о детях». И. Северянин «Ёе питомцы». Е. Пермяк «Торопливый ножик» Пословицы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить выделять фамилию автора и заголовок;
- учить правильно называть произведение (книгу);
- учить сравнивать рассказы, стихотворения;
- формировать нравственные понятия «труд–лень», «добро–зло»;
- учить читать тексты целыми словами;
- учить воспринимать художественный текст на слух;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать специальные читательские умения: определять главную мысль произведения, соотносить пословицы с содержанием произведения.
Виды деятельности
-
Читать целыми словами доступные тексты художественных произведений;
рассказывать наизусть небольшие по объёму произведения;
правильно называть произведение (книгу);
выражать своё отношение к героям.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, Е. Пермяк
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1.1 Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний | – Ребята, как вы понимаете пословицы? – А какие рассказы вы подготовили к нашему уроку? (Ответы учеников.). |
2 | Этап 1.2 Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний | – А теперь выполним ещё одно задание с пословицами. Необходимо их правильно собрать. – Выполнение интерактивного задания. |
3 | Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Работа с новым произведением | – Добрые дела нас окружают, надо только уметь их заметить. Давайте об одном из них мы сейчас и прочитаем. Это стихотворение Игоря Северянина «Её питомцы». Найдите его в учебнике. – Чтение стихотворения учениками. – Каких птичек кормила девочка? Найдите ответ в тексте, прочитайте. – Выполнение интерактивного задания. – Какое настроение вызывает стихотворение? Почему? – Какой ты представляешь девочку? Порассуждайте. |
4 | Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Работа с моделью | – А какие ещё произведения о детях вы вспомните? Обратите внимание на схемы. Подберите к ним произведения. |
5 | Этап 2.3 Обогащение читательского опыта. Работа с новым произведением | – Прочитаем еще одно произведение о детях, которое называется «Торопливый ножик». Прочитайте его самостоятельно. – Поработайте с моделью обложки к этому произведению. Проверьте свою работу. (Учитель может специально предложить для проверки ошибочно составленную модель. Например, прямоугольник коричневого цвета. Ученикам необходимо заметить ошибку, исправить её. Такая работа направлена на формирование самоконтроля.). |
6 | Этап 2.4 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий в учебнике | – Как Митя учил нож терпению? Найдите и прочитайте слова, которые говорят об этом. – Выполнение интерактивного задания. |
7 | Этап 2.5 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий в учебнике | – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите эпизод, который соответствует иллюстрации. – Подготовьте чтение по ролям диалога отца и Мити. |
8 | Этап 2.6 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий в учебнике | – Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? – Прочитайте пословицы. Какие из них подходят к этому рассказу? Докажите. – Выполнение интерактивного задания. |
9 | Этап 3. Обобщение изученного. Игра «Вспомни и назови» | – А теперь проверим, как вы вспомните изученные произведения, и проведём игру. – (Ученики работают самостоятельно, затем организуется коллективная проверка. Свою работу дети правят зелёной ручкой: ставят знак +, если ответы совпали, или вписывают фамилии авторов, которых они забыли.) – Оцените свою работу. – (Ученики могут сделать запись: «Я знаю… писателей, которые пишут о детях».). |
10 | Этап 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выучите наизусть стихотворение Игоря Северянина. – Подготовьте пересказ рассказа Евгения Пермяка «Торопливый ножик». |