Урок 105. Урок внеклассного чтения. Т. Г. Габбе. Город мастеров, или Сказка о двух горбунах
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучение сказки-пьесы «Город мастеров» Т. Габбе
Задачи урока
- 1. Познакомиться с творчеством Т. Г. Габбе.
- 2. Проанализировать сказку «Город мастеров».
- 3. Инсценировка пьесы.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, интерпретация
Ключевые понятия
-
сказка, пьеса
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Урок внеклассного чтения по сказке-пьесе Тамары Григорьевны Габбе даёт учащимся возможность проявить себя талантливыми читателями, понять авторский замысел, повторить ранее изученные литературоведческие понятия (народные и литературные сказки и их особенности). |
2 | 2. Повторение | Разговор стоит начать с повторения народных и литературных сказок, их особенностей. Учащимся предстоит ознакомиться не просто с литературной сказкой, а с пьесой-сказкой, т. е. с драматическим произведением. Напомнив о том, что любую пьесу можно не только прочитать, но и увидеть на сцене, учитель может выяснить, что учащиеся знают о театре, знакомы ли с театральными постановками и каковы их впечатления. |
3 | 3. Работа с текстом | Познакомившись с действующими лицами пьесы, учащиеся погружаются в удивительный мир произведения. Итак, занавес опущен. Перед учениками герб сказочного города. Просмотр видео. Вопросы и задания для обсуждения: Кто изображён на гербе? Что вы узнали из пролога? Почему Улитка считает, что в этом представлении у неё главная роль, «хотя она вовсе не будет в нём участвовать»? К каким людям перешло прозвище Караколь? (К тем, что «целый век таскают на плечах тяжёлую ношу».) Давайте представим город, в котором будет происходить действие в пьесе-сказке. Что поможет нам в этом? (Ремарка или пояснение перед началом 1-го действия.) Кто из героев, кроме часовых, находится на площади? (Караколь.) Что вы о нём узнали? (Внешность, возраст, занятие и т. д.) Что нагадала Караколю бабушка Тафаро? (Он женится на первой красавице в городе и будет самым счастливым человеком, и у него не будет горба.) Найдите в тексте слова, в которых говорится о том, когда же наступит этот счастливый момент. («...Когда маленький у большого меч из рук выбьет, когда эта площадь лесом покроется, когда горбатого возьмёт могила...») Почему жители города не жалуют Клик-Кляка? Что вы о нём можете сказать? (Он жадный, глупый, грубый и т. д.) Подумайте, почему у Клик-Кляка часы показывают одно и то же время? (Время замерло, он не может и не хочет ничего менять в своей жизни, его всё устраивает.) Как Караколь отреагировал, когда узнал, что «за шляпы будут сажать в тюрьму»? (Герой быстро взобрался на дерево, снял шляпу и укрепил её в развилине ветвей. При этом сказал: «У кого нет шляпы, тот её ни перед кем не снимет».) Вспомните, как ведёт себя Клик-Кляк во время посещения замка наместника. Хотели бы вы иметь такого друга или знакомого? (Клик-Кляк показал себя необычайно глупым, чем и понравился Наместнику.) Какую пословицу напоминают слова Наместника, сказанные бургомистру Мушерону: «Научите сына, как надо рыть яму своему ближнему»? Объясните её. (Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Никогда не причиняй зло другому, оно обязательно вернётся.) Как вы понимаете слова Вероники о Караколе, что «во всём городе нет человека прямее его»? В прямом или переносном значении они употреблены? (Несмотря на то, что Караколь был горбат, он обладал добрым сердцем, был честным, справедливым, говорил только правду.) Расскажите, как Наместнику удалось поймать Караколя в западню. (Наместник, за то, что Караколь вытащит его, пообещал дать метельщику печать на три дня. Но слова не сдержал и обвинил Караколя в краже.) Почему простые люди не поверили бургомистру Мушерону? (Жители знали, что Караколь — человек чести, он не мог взять то, что ему не принадлежало.) Кто пришёл на помощь Караколю? (Лесные звери, они оказались единственными свидетелями происходивших событий.) Гильом, зная волшебную силу своего меча, попытался спастись. Кто помешал ему в этом? Каким образом? (Вероника отдала меч в руки Караколя.) Удалось ли жителям вернуть его прежнее название «Вольный город мастеров»? Какие силы побеждают в пьесе-сказке? (Жители защитили родной город от жестокого Наместника и прогнали его. В этой сказке добро и справедливость восторжествовали.) Так кто же вырыл яму, в которую сам и попал? Случалось ли вам в жизни сталкиваться с подобными ситуациями? Приведите примеры. |