Урок 103. Деление с остатком
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обобщить умение учащихся делить с остатком
Задачи урока
- Научить учащихся выполнять деление с остатком (в частности, при делении меньшего числа на большее).
- Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно изученные действия с двух-, трёхзначными числами; использовать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений; оценивать величины на глаз и проверять себя с помощью измерения; осуществлять необходимые расчёты с величинами; конструировать и решать текстовые арифметические задачи.
- Формировать у учащихся навыки исследования текста задачи.
- Развивать у учащихся пространственные представления.
- Формировать у учащихся умения выполнять логические операции сравнения и классификации, а также навыки логических рассуждений.
Виды деятельности
-
Различать операции «деление» и «деление с остатком».
Выполнять деление с остатком (в частности, при делении меньшего числа на большее).
Выполнять устно и письменно действия с двух-, трёхзначными числами.
Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений.
Оценивать величины на глаз и проверять себя с помощью измерения.
Осуществлять необходимые расчёты с величинами.
Конструировать арифметические задачи (придумывать вопрос к условию задачи; составлять задачу по данным, представленным в таблице).
Выбирать арифметические действия для решения задачи.
Выполнять исследование задачи (находить несколько возможных решений задачи).
Располагать фигуры по отношению друг к другу в соответствии с требованиями задачи.
Оценивать соответствие чертежа требованиям задачи.
Проводить сравнение числовых значений, текстов задач.
Видеть их сходство и различия.
Разбивать множество числовых выражений на группы в соответствии с требованиями задачи.
Определять, является ли высказывание верным или неверным.
Ключевые понятия
-
Деление с остатком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Предложенные младшим школьникам задания способствуют отработке на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. Работа с заданием № 24 учебника. Полезно выполнить проверку двумя различными способами и сравнить эти способы между собой. Способ 1 1. Измеряем с помощью линейки длину каждого звена на зелёной и синей ломаных. 2. Вычисляем длину каждой ломаной. 3. Сравниваем полученные результаты и делаем вывод. Способ 2 1. Строим в тетрадях один под другим два горизонтальных луча. 2. От начала лучей последовательно с помощью циркуля откладываем все звенья каждой ломаной (на верхнем луче — зелёной ломаной, а на нижнем — синей). 3. Сравниваем длины ломаных прямо на лучах и делаем вывод: верхняя ломаная короче. Обратите внимание детей на то, что второй способ решения быстрее приводит к ответу и не требует такого числа измерений и вычислений, как первый. Интерактивное задание. Найди результаты деления и запиши ответы. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю обобщить багаж знаний учащихся и их личный опыт работы с материалом. Работа с заданием № 18 учебника. Вырази в минутах. Интерактивное задание. Заполни таблицу. |
3 | 2.2 Актуализация опорных знаний | Интерактивное задание. Найди частное и выбери правильные ответы. |
4 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы обобщить свои знания по изученной теме. Работа с заданием № 23 учебника. Для ответа на второй вопрос задания предложите слабо успевающим учащимся карточку-помощницу. Интерактивное задание. Найди остаток и заполни пропуски. |
5 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся начальной школы в рамках обобщаемой темы. Работа с заданием № 12 учебника. Реши задачу, сделай вывод, запиши решение и ответ. Учащиеся должны рассуждать примерно так: «Так как у девочки осталось 2 листа, следовательно, она использовала 26 – 2 = 24 (листа). Из 24 листов получилось 3 одинаковых блокнота, значит, на каждый блокнот пошло 24 : 3 = 8 (листов бумаги)». Интерактивное задание. Заполни пропуски в таблице. |
6 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность обобщения учащимися известного способа действий, оттачивается умение его применять на практике. Работа с заданием №13 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. Выполни деление устно и выбери верные ответы. |
7 | 6. Первичное закрепление | Система заданий данного этапа урока направлена на обобщение знаний и алгоритмов действий. Работа с заданием № 14 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Рассмотри все варианты. Сколько всего решений имеет задача? Интерактивное задание. Найди ошибки и отметь неверные решения. |
8 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | На данном этапе урока ученики самостоятельно выполняют учебные задания, способствующие обобщению знаний и учебных действий, доводят приобретённые навыки до автоматизма. Работа с заданием № 25 учебника. В ходе решения этой задачи можно разрешить учащимся пользоваться календарём. Интерактивное задание. Выполни деление устно и запиши ответы. |