Урок 101. Ю. П. Мориц. «Всадник Алёша»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
пейзаж в художественном произведении, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | На уроке обсуждается литературное мастерство писателя. В рассказе оказалась неожиданная концовка: мальчик уезжает, так и не поговорив со своим отцом! А ведь, казалось бы, всё складывалось очень удачно, и ему понравилось у отца, понравился и его брат. Он сразу почувствовал родственное чувство к нему. |
2 | 2. Работа с текстом. Домашнее задание | Вопросы и задания для обсуждения: Вокруг отца показаны разные люди. Какое чувство они вызвали у вас? Хотели бы вы общаться с такими людьми? Как, по-вашему, относится к ним Алёша? Автор словно предлагает нам сравнивать персонажей рассказа. На что вы при этом обращаете внимание? Отец планирует на следующий день написать Алёшин портрет и поговорить с ним «о серьёзных вещах». Казалось бы, программа хорошая. Почему же тогда Алёша уезжает, не дождавшись ни портрета, ни разговора? Трифон хвалится, что они «с научным таким парнем, с проблескам гениальности» восстановили пропущенные Пушкиным строки в собрании сочинений. Как вы относитесь к такому «научному подвигу»? Почему Алёшин отец говорит, что это варварство? Алёша слышит, что Трифон упрекает его отца в отсталости, в закомплексованности, в том, что у него «болезнь Боткина». Конечно, он не имеет в виду медицинский диагноз. А что же он подразумевает под болезнью Боткина? Почему Алёша оставляет записку: «Дорогой папа! С болезнью Боткина жить можно»? Вот и рассказчик говорит, что за стеной работал Алёшин отец, художник Сергей Боткин, «который детям своим передал по наследству удивительную болезнь, можно сказать, душевную». Что здесь имеется в виду? Найдите повторяющиеся описания в начале и в конце рассказа. С какой целью автор построил рассказ именно таким образом? Какую авторскую мысль привносят эти описания? Если останется время на уроке, можете прочитать рассказ из цикла «Рассказы о чудесном». Домашнее задание: Подготовиться к итоговой контрольной работе. |