Урок 101. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз
Научить учащихся решать арифметические задачи на нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз
Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, конструировать и решать текстовые арифметические задачи, изображать числовой луч и точки, соответствующие определённым числам на числовом луче. Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления. Формировать у учащихся навыки исследования задачи, логических рассуждений
Правильно выбирать арифметическое действие (умножение или деление) для решения задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз. Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в переделах 100. Осуществлять взаимоконтроль правильности вычислений. Конструировать новую арифметическую задачу, изменяя вопрос данной задачи. Определять арифметические действия для решения разнообразных текстовых задач. Строить числовой луч с заданным единичным отрезком. Изображать числа точками на числовом луче. Выполнять построение фигур с помощью чертёжных инструментов. Находить на чертеже пересечение фигур. Описывать геометрическую фигуру. Определять, является ли прямая осью симметрии фигуры. Выполнять исследование задачи (в частности, находить лишние данные в её тексте). Высказывать предположение и доказывать его с помощью приведения подтверждающих примеров
-
Нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют переходу младшего школьника в плоскость учебной деятельности. Учителю необходимо выработать на личностно-значимом уровне у учащихся внутреннюю готовность к выполнению требований учебной деятельности. Интерактивное задание. Уменьши числа 4, 8, 12, 16, 20 в 4 раза. При помощи карточек с числами запиши результаты вычислений |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать у учащихся опыт работы с известным материалом, активировать багаж имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Интерактивное задание. При помощи фишек изобрази столько квадратов, чтобы их было в 3 раза больше, чем треугольников |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы сформулировать вопрос для исследования или темы урока, организовать «открытие» нового знания самими учащимися. Интерактивное задание. При помощи фишек изобрази столько квадратов, чтобы их было в 3 раза больше, чем треугольников |
4 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют учителю на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организовать их самостоятельную учебную деятельность на уроке. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши, во сколько раз число 9 больше или меньше каждого из чисел: 1, 18, 3, 36 |
5 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении учебных задач такого типа. Работа с заданием № 2 учебника. «Сколько стаканов смородины набрал брат? (12.) Выложим в ряд столько жёлтых фишек, сколько стаканов набрал брат. Что нам известно о том, сколько стаканов ягод набрала сестра? (Она набрала в 3 раза меньше стаканов, чем брат.) Что это значит? (На каждые 3 стакана брата приходится 1 стакан сестры.) Разложенные жёлтые фишки разбейте на кучки по 3 штуки в каждой. Сколько кучек получилось? (4.) Чтобы получить этот результат, какое действие надо выполнить? (12 разделить на 3.) Значит, сколько стаканов ягод набрала сестра? (4.) Выложите красных фишек столько, сколько стаканов смородины набрала сестра. Запишем решение задачи в тетрадь». Решение: 12 : 3 = 4. Ответ: 4. Интерактивное задание. При помощи фишек изобрази столько слив, чтобы их было в 3 раза меньше, чем яблок |
6 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе вниманию учеников предлагается несколько типовых задач по новой теме. Младшие школьники (индивидуально, в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному правилу (алгоритму), объясняя и аргументируя свои действия. Работа с заданием № 10 учебника. Интерактивное задание. Пусть сначала учащиеся выскажут свои предположения о том, правильно или нет проведены оси симметрии каждой фигуры, а затем выполнят проверку с помощью зеркала |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по новому правилу (алгоритму). Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют фиксации полученных знаний, позволяют рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. Работа с заданием № 16 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. При помощи фишек изобрази столько морковок, чтобы их было в 2 раза больше, чем репок |