Урок 101. Деление с остатком
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить учащихся с новой операцией — делением с остатком, его компонентами (делимое, делитель, частное, остаток) и свойством остатка.
Задачи урока
- Научить учащихся выполнять деление с остатком (в частности, при делении меньшего числа на большее).
- Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно изученные действия с двух-, трёхзначными числами; использовать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений; оценивать величины на глаз и проверять себя с помощью измерения; осуществлять необходимые расчёты с величинами; конструировать и решать текстовые арифметические задачи.
- Формировать у учащихся навыки исследования текста задачи.
- Развивать у учащихся пространственные представления.
- Формировать у учащихся умения выполнять логические операции сравнения и классификации, а также навыки логических рассуждений.
Виды деятельности
-
Различать операции «деление» и «деление с остатком».
Выполнять деление с остатком (в частности, при делении меньшего числа на большее).
Выполнять устно и письменно действия с двух-, трёхзначными числами.
Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений.
Оценивать величины на глаз и проверять себя с помощью измерения.
Осуществлять необходимые расчёты с величинами.
Конструировать арифметические задачи (придумывать вопрос к условию задачи; составлять задачу по данным, представленным в таблице).
Выбирать арифметические действия для решения задачи.
Выполнять исследование задачи (находить несколько возможных решений задачи).
Располагать фигуры по отношению друг к другу в соответствии с требованиями задачи.
Оценивать соответствие чертежа требованиям задачи.
Проводить сравнение числовых значений, текстов задач.
Видеть их сходство и различия.
Разбивать множество числовых выражений на группы в соответствии с требованиями задачи.
Определять, является ли высказывание верным или неверным.
Ключевые понятия
-
Деление с остатком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют переходу младшего школьника в плоскость учебной деятельности. Учителю необходимо выработать на личностно значимом уровне у учащихся внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. Работа с заданием № 16 учебника. Выполни действия, запиши результат. Интерактивное задание. Проверь, правильно ли выполнены действия. Найди ошибки и выбери верный ответ. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать у учащихся опыт работы с известным материалом, активировать багаж имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Работа с заданием № 20 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. Раздели каждое число на 5 и заполни пропуски в таблице. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы сформулировать вопрос для исследования ими темы урока, организовать открытие нового знания самими учащимися. Работа с заданием № 30 учебника. В каждом случае задача имеет единственное решение. Интерактивное задание. Выбери карточки с подходящими единицами величин и закончи фразы. |
4 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют учителю на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организовать их самостоятельную учебную деятельность на уроке. Работа с заданием № 5 учебника. Работу строим с опорой на фишки. «Сколько всего у нас слив? (Восемь.) Положите перед собой в ряд столько фишек, сколько у нас слив. На сколько блюдец их надо разложить поровну? (На два.) Разложите 8 фишек на две кучки поровну. Сколько фишек в каждой кучке? (Четыре.) Остались ли лишние фишки? (Нет.) Запишем решение в тетрадь». Решение: 8 : 2 = 4. Ответ: 4 сливы. Теперь разложим 8 слив поровну на 3 блюдца. Положите перед собой в ряд 8 фишек и разложите их на 3 кучки поровну. «Сколько фишек в каждой кучке? (Две.) А сколько фишек осталось? (Две.)» В тетради записываем следующее решение. Решение: 8 : 3 = 2 (ост. 2) и т. д. Интерактивное задание. Выполни деление с остатком и запиши ответы. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении учебных задач такого типа. Работа с заданием № 6 учебника. Данная задача является не сложной для детей. Рассмотрите два способа её решения. Способ 1 1) 4 · 6 = 24 — столько крючков дедушка раздал внукам; 2) 25 – 24 = 1 — столько крючков осталось. Ответ: 1 крючок. Способ 2 25 : 4 = 6 (ост. 1). Ответ: 1 крючок. Интерактивное задание. Выполни деление с остатком и выбери верный ответ. |
6 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе вниманию учеников предлагается несколько типовых задач по новой теме. Младшие школьники (индивидуально, в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному правилу (алгоритму), объясняя и аргументируя свои действия. Работа с заданием № 7 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. |