Урок 10. Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Анализировать ситуацию описания внешности; знакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; продолжить отработку последовательности действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, описание внешности, слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», собственные имена, правописание собственных имён, слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?», порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение проблемной ситуации. Учитель читает текст стихотворения, после чего задаёт вопросы из рубрики «Давай подумаем». Рубрика «Давай подумаем» в учебнике предлагает для обсуждения два варианта действий. В результате обсуждения ученики самостоятельно или с помощью учителя должны прийти к выводу, что в подобной ситуации (мальчик потерял маму) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление. Следует учесть, что анализируемая в стихотворении из упражнения 1 и в рубрике «Давай подумаем» ситуация не только важна с точки зрения речевого общения, но также учит детей принимать правильное решение, исходя из правил безопасности жизни. Если позволяет время, темп работы и уровень подготовленности класса, учитель может предложить ученикам описать себя для объявления: «Представьте, что вы потерялись на вокзале, в парке, в магазине, в аэропорту и вам необходимо дать объявление». При проведении такой работы учитель должен обращать внимание учеников на то, что необходимо указывать самые существенные признаки, т. е. те, которые позволят однозначно опознать потерявшегося (не следует забывать при этом материал предшествующих уроков, на которых разбирались ситуации представления и указания возраста) |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 2 (речь) в учебнике — обсуждение описания внешности с опорой на рисунки в учебнике. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Учитель может привести дополнительные примеры, но строго по схеме «имя прилагательное + имя существительное» (без введения терминов): белая берёза, тёмная ночь, сильный ветер, яркий свет, новогоднее утро, горное озеро, ёлочные игрушки, любимые книги (в русском языке в большинстве случаем имя прилагательное предшествует имени существительному) |
5 | 5. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — закрепление материала речевых упражнений и предшествующей рубрики. Из упражнения 2 ученики списывают описание внешности мальчика: среднего роста, светлые короткие волосы, голубые глаза. Учитель должен помнить, что на данном этапе языкового образования школьников не дифференцируются именная часть составного именного сказуемого (среднего роста — цельное словосочетание) и неоднородные согласованные определения (светлые короткие волосы). Важно, чтобы в разнородных с синтаксической точки зрения конструкциях ученики в примере их реальной речевой ситуации вычленили слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» и т. п. |
6 | 6. Первичное закрепление материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — отработка умения находить слова, отвечающие на вопрос, обращая внимание на небольшие, но существенные различия в словах (какое — какая, сладкое — сладкая и т. д.). Стоит каждый раз просить учащихся назвать все слова из списка, которые отвечают на заданный вопрос, а потом выбрать из них те два слова, которые больше всего подходят по смыслу. Дополнительное задание. Устно подобрать для каждой строчки ещё несколько слов |
7 | 7. Дополнительный материал | При необходимости перед выполнением некоторых упражнений с учениками можно повторить порядок действий при списывании |
8 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — отработка навыка постановки вопросов к словам, отвечающим на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Рекомендуется для выполнения в классах с высоким уровнем подготовленности учеников, в остальных классах может не проводиться. Обратите внимание. В задании к данному упражнению предлагается подчеркнуть прямой и волнистой линиями слова в составе словосочетания. Несмотря на то что в методике преподавания русского языка в начальной школе подобная практика подвергнута справедливой критике (подчёркиваются как члены предложения слова́ в составе словосочетания), рекомендуется всё же при знакомстве учеников со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», придерживаться сформулированного в упражнении задания. Дело в том, что с членами предложения и из условными обозначениями (прямая линия — подлежащее, волнистая — определение и т. п.) дети, обучающиеся по данной программе, познакомятся только в 3 классе. Методическая целесообразность использования графического обозначения членов предложения обусловлена тем, что, во-первых, на данном этапе знакомства со структурой русского языка необходимо ввести обозначения, позволяющие ученикам 1 класса чётко различать в составе словосочетания слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?», и слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», а во-вторых, в 3 классе учащиеся не соотнесут одно выполненное упражнение с систематическим обозначением членов предложения |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных и заглавных букв е, ё, Е, Ё. При написании строчных букв необходимо обращать внимание на размер петли, а при написании заглавных букв — на соразмерность верхнего и нижнего элементов. Две последние строчки учитель использует в зависимости от особенностей класса |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Перед самостоятельными списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в них «опасные» места. Возможная трудность связана с восприятием текста, в котором, кроме букв, используются ещё и цифры. Стоит объяснить, что это типичная ситуация для текста объявления и нужно иметь опыт такой записи |
12 | 12. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |