Урок 1. Начало гражданской войны
Тип урока: формирования новых знаний.
Форма урока: лабораторный с элементами дискуссии.
Методы обучения: поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник «История России: начало 20-начало 21 века», авторы О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов (историко-культурный стандарт). Интерактивная доска, медиапроектор, раздаточный материал (приложения № 1-3)
Цели урока: подвести учащихся к пониманию социально – экономических и политических причин, основных этапов и особенностей гражданской войны в России;
совершенствовать умения учащихся работать с различного рода источниками информации: текстом учебника, историческими источниками, исторической картой, анализировать факты, события, делать выводы;
Задачи:
- подвести к пониманию основных понятий темы – гражданская война, иностранная интервенция, «белые», «красные», демократическая революция;
- определить основные этапы гражданской войны и дать им краткую характеристику;
- определить социальный состав белого и красного движения.
- выяснить причины и цели интервентов.
Ход урока
1. Организационный момент, приветствие учащихся.
2.
Звучит песня из кинофильма «Неуловимые мстители»– Бьют свинцовые ливни…
Слайд презентации № 2: «Пламя, которым мы горим сейчас – это пламя гражданской войны, – писал поэт М. Волошин. Кто они – эти беспощадно борющиеся враги? Каковы их подлинные имена? Что разделяет их»?
На эти вопросы поэт попытался дать ответ в стихотворение «Гражданская война»: (учащийся читает отрывок из стихотворения поэта)
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других волна вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, —
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
— «Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: правда, с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Учитель: о чём мы сегодня с вами будем говорить? Какую тему изучать? Речь пойдёт о гражданской войне. В этом году исполняется ровно 100 лет со дня начала этой войны. Запишите тему урока. Какая цель стоит перед нами? Определить причины, этапы, особенности, гражданской войны, а также какие силы в ней участвовали, когда и как она началась?
3. Вступительное слово учителя: наверное, нет более страшного и трагического события в истории нашего государства, чем гражданская война. Что мы знаем об этой войне? Как оказалось, совсем немного. История хранит немало «белых» пятен, малоизвестных фактов, событий. До сих пор спорными для историков остаются такие вопросы, как например: когда она началась и когда закончилась, кто виноват в развязывании этого страшного конфликта, можно ли определить победителя в этой войне? На эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа.
Итак, главная проблема, которую мы попытаемся с вами решить: какие силы виноваты в развязывании гражданской воны? Может ли мы назвать этих виновников?
I Этап урока: изучение нового материала
1) Давайте вспомним значение понятия гражданская война (если учащиеся затруднятся, могут обратиться к словарю в учебнике на стр. 357). Данная война осложнялась интервенцией, давайте вспомним и это понятие (оно также изучалось учащимися на уроках истории).
2) Учитель: прочитайте учебник на стр. 61-62 (п. 1. абз. 1, 2) и ответьте на вопросы – на что надеялся Николай 2, отрекаясь от престола? Как характеризовали советскую власть и Октябрь 1917 года большевики? А что утверждали противники большевиков?
3) Задание классу: 1) опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, работая с текстом учебника стр. 62 самостоятельно определите причины гражданской войны. 2) работая с текстом учебника стр. 62-63, приложениями № 2, 3 (так как в учебнике нет информации о целях интервентов и особенностях «зелёного» движения), заполните рабочие листы (приложение №1).
Вопросы учащимся (по окончанию заполнения листов):
а) какие цели преследовали «красные» в войне? Какие социальные слои были на их стороне?
б) А какие цели преследовали «белые»? Можно ли говорить о том, что их цели были чётко определены?
в) почему на территорию России стали прибывать интервенты? Какие цели они преследовали? Назовите, какие страны были наиболее активными?
г) кого в годы гражданской войны называли демократической контрреволюцией? Почему? Какие цели они преследовали в этой войне?
д) Почему крестьяне зачастую не хотели воевать на стороне как «белых», так и «красных»? Чего они добивались? Почему отряды повстанцев получили название «зелёных»? Назовите самого известного лидера повстанческого движения и территорию, на которой действовали его отряды.
4) определите особенности гражданской войны в России: стр.63 учебника, назовите их.
5) заполните таблицу: опираясь на текст учебника.
№ п/п |
Этап гражданской войны |
Краткая характеристика этапа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По окончании работы учащиеся называют и дают характеристику этапов гражданской войны.
6) Изучение материалов о начале широкомасштабной (фронтовой) войны:
1) показ видеофрагмента из учебного фильма «Гражданская война в России 1917-1921 годы» о восстании Чехословацкого корпуса.
2) Работа с текстом учебника. Задание: прочитайте текст учебника на стр. 66-70; воспользуйтесь картой в учебнике на стр. 68-69
– составьте календарь событий по нескольким направлениям – каким? Учитель помогает учащимся определить направления их работы (если возникнут затруднения).
Первое направление – действия врагов советской власти («белых», эсеров, интервентов): какие мероприятия были проведены ими для борьбы с большевиками? Вопрос: какое событие принято считать началом фронтовой войны в России? (Восстание Чехословацкого корпуса в мае 1918 года).
Второе направление – действия большевиков: какие мероприятия были проведены ими для борьбы со своими противниками? Какую роль в них сыграл Л.Д. Троцкий? Кем были В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский, В.И. Чапаев?
II Этап. Дискуссия
Учитель: давайте вернёмся к проблеме, которую обозначили в начале урока – какие силы виноваты в развязывании гражданской воны? Может ли мы назвать этих виновников?
Класс делится на четыре группы: 1-я – «красные», 2-я – «белые», 3-я – демократическая контрреволюция, 4-я – «зелёные». Опираясь на полученные знания на предыдущих и на этом уроках, приведите аргументы в «свою» пользу – какие интересы отстаивала каждая из представленных сил – участников войны? В чём была их правота? (без критики, не называя отрицательных действий каждой из сторон, нужно отстаивать свою правоту).
По окончании дискуссии, учитель просит высказать мнение по проблеме: так кто же виноват в развязывании войны? (ответы). Правильно: виноваты все, кто принимал в ней участие, разделившись на противоборствующие силы. Так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском «побоище» 1917—1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию.
Подведение итогов урока
Учитель: сделайте вывод, опираясь на полученные знания. Предполагаемый вывод: меньше чем через год после революции, в России начинается гражданская война. Война, которая расколола общество на «своих» и «чужих». Особенностью гражданской войны является тот факт, что она не имеет чётких границ – ни временных, ни пространственных. Очень трудно установить дату её начала, провести линию фронта. Но суть не в определении сроков, а в её трагизме для миллионов российских граждан. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства
Рефлексия:
- что при изучении новой темы вам было понятно?
- Какой материал вызвал затруднение? Почему?
- Какой вопрос хотели бы задать учителю?
Д/З параграф 7-8(пункт 1, 3) и конспект в тетради: читать, готовить пересказ и ответы на вопросы к каждому пункту.
Дополнительно: изучая пункт 2 «Военный коммунизм», заполните рабочий лист (Приложение № 4). Учитель размещает его в Электронном журнале.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.