Урок 1. «Литературные (авторские) сказки». А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Знакомить с литературными (авторскими) и народными сказками;
- учить различать скороговорки, загадки;
- учить читать тексты целыми словами;
- учить воспринимать художественный текст на слух;
- отрабатывать навыки выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Читать целыми словами доступные тексты художественных произведений;
разгадывать загадки, читать и произносить скороговорки;
различать малые жанры фольклора;
различать литературные (авторские) и народные сказки;
рассказывать наизусть небольшие по объёму произведения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, литературная (авторская) сказка, А. С. Пушкин
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1.1 Выявление читательского опыта. Работа с учебником | – Ребята, сегодня мы начинаем работать с новой учебной книгой. Это учебник к нашим урокам литературного чтения. Давайте познакомимся с нашей учебной книгой. Рассмотрим обложку. Что на ней изображено? Найдите содержание учебника. С какими темами мы будем знакомиться? Назовите. Что нам поможет при работе с учебником? (Условные обозначения.) – Ученики рассматривают и обсуждают условные обозначения. – А теперь найдите, где в учебнике размещены памятки. Сколько их? Назовите их. |
2 | Этап 1.2 Выявление читательского опыта. игра «Вспомни и назови» | – А теперь проведём игру «Вспомни и назови». Прочитайте отрывки и определите, из каких они произведений. (Отрывки выводятся на доске для чтения учениками.) – Как надо читать? Прочитайте. Что это? Назовите произведение. Есть у него автор? (Необходимо учить детей полностью называть произведение: автор, если есть, и заголовок.) – Правильные ответы: русская народная сказка «Кот, петух и лиса», скороговорка, загадка. – Что объединяет все эти произведения? (Нет автора, произведения фольклора.) |
3 | Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Работа с новым произведением | – А сегодня мы познакомимся со сказкой литературной, которую создал, написал автор. Откройте учебники на странице 4. – Найдите и прочитайте заголовок произведения. Кто автор произведения? Это произведение авторское. – А как вы думаете почему в заголовке используется многоточие? (Это сокращенное название.). Верно, полностью сказка называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». – Послушайте (учитель использует материал учебной хрестоматии, урок 19, и читает отрывок из сказки). |
4 | Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Моделирование | – Понравилось ли произведение? Почему? Давайте представим, сделаем модель нашей обложки (Фронтальная работа у доски.) – Какой цвет мы выбрали для круга? (Синий.) Почему? (Волшебная сказка, есть чудеса.) – Какое чудо вас особенно удивило? |
5 | Этап 2.3 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – А теперь я прочитаю вам отрывок из вашего учебника, вы следите за мной по тексту. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какие слова из сказки подходят к ней? Прочитайте. – О чём говорили князь Гвидон и корабельщики? Прочитайте. – А теперь посмотрите, как этот эпизод представили мультипликаторы. |
6 | Этап 2.4 Обогащение читательского опыта. Составление плана | – Составим план нашего отрывка. Для этого прочитаем ещё раз и подумаем, на сколько эпизодов (частей) его можно разделить? (На 3.). – Как можно назвать 1–ю часть? (Корабельщики и кораблик.) 2–ю часть? (Остров Буян.) 3–ю часть? (Князь Гвидон и корабельщики.). – Выполнение интерактивного задания. – Упражнение в выразительном чтении к каждой части плана. |
7 | Этап 3. Обобщение изученного | – Дополните предложение. – Выполнение интерактивного задания. |
8 | Этап 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Воспользуйтесь памяткой № 1 и подготовьте выразительное чтение отрывка. – Найдите и рассмотрите книгу А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». |