Упражнения в делении слов на слоги и четком произношении слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- развитие умения делить слова на слоги, выделять ударный слог, правильно произносить слова.
Виды деятельности
- деление слов на слоги
- выделение ударного слога
- правильное произнесение слов
- проверка написанного (взаимопроверка).
Ключевые понятия
- Слово, слог, гласные звуки, согласные звуки, ударные и безударные слоги.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация имеющихся знаний | На этапе оживления имеющихся знаний учащиеся выполняют задание «Деление слов на слоги» и вспоминают, по какому принципу слова делятся на слоги. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | Взаимопроверка домашнего задания. Обсуждение результатов. Учитель вызывает одного или нескольких учащихся к интерактивной доске и просит правильно распределить имена в столбцах таблицы. Если учащиеся ошибаются и ставят имена Юля и Яша не в тот столбец, учитель предлагает остальным учащимся подсказать им, почему эти имена начинаются с согласного звука (со звука [й’]). |
3 | 3. Основной этап урока | Постановка учебной задачи. Учитель говорит: «Сегодня мы вспомним, как выделять в словах ударный слог, и будем учиться обозначать ударение в слове». Выборочное списывание (упражнение № 11). В ходе выполнения данного упражнения предлагается сначала выполнить подготовительную работу — разделить слова на две группы: растения и животные: зубр, лось, ива, рысь, тюльпан, малина, ястреб, свёкла. Далее дети списывают группы слов в тетради, предварительно вспомнив с помощью памятки, как научиться правильно списывать. |
4 | 4. Основной этап урока | Составление предложений (устно). Выделение в словах ударного слога. Необходимо обратить внимание учеников на слово ястреб, в котором буква я обозначает два звука. Также нужно обратить внимание учащихся, что в словах двух групп имеются слова с орфограммой «Обозначение гласных звуков в безударных слогах», кроме слова тюльпан. Продолжается работа над опознавательными признаками данной орфограммы, все безударные гласные звуки, кроме звука [у], — орфограмма. Учащимся при письме нужно проверять себя: применять правило, посмотреть в словаре, спрашивать учителя. |
5 | 5. Основной этап урока | Упражнение № 12: наблюдение за созвучием концов стихотворных строк, т. е. рифмой. Упражнение выполняется устно или письменно (на усмотрение учителя). Ставится учебная задача: прочитать стихотворение выразительно, соблюдая ударения (не по́лили), знаки препинания — восклицательный знак в конце первого предложения, точки в конце остальных предложений. Далее проводится устная работа: подбор слов, которые рифмуются (например: теремок — огонёк, лесенка — песенка, сестрицы — страницы, и т. д.). Можно предложить учащимся сочинить стихотворения из двух или четырёх строк. Самостоятельная работа: списывание текста стихотворения из учебника, самопроверка или взаимопроверка по учебнику. При проверке следует обратить внимание учащихся на количество орфограмм в словах первой строчки: «Смешной цветок поставлен в вазу». В последнем слове нет орфограммы, так как там в безударном положении звук (фонема) [у]. |
6 | 6. Основной этап урока | Упражнение в рифмовке (выполнение упражнения № 14). Ребёнок у доски подставляет в текст нужные слова так, чтобы получилось стихотворение. |
7 | 7. Основной этап урока | Словарная работа: воробей, лисица. Учащиеся выполняют интерактивное задание, а затем составляют предложения с одним из слов (по выбору). Если осталось время, одно предложение можно записать в тетрадь. |
8 | 8. Рефлексия | Беседа: — Как нужно произнести слово, чтобы выделить ударный слог? (Произнести его со звательной или вопросительной интонацией.) Задание: укажи в словах ударный слог. |
9 | 9. Домашнее задание | Домашнее задание: упражнение № 13. |