Уменьшаем числа
Формирование умения выполнять вычитание с числами 3 и 4 с опорой на модель числового ряда.
Формировать умение выполнять вычитание с числами 3 и 4 с опорой на числовой ряд.
Формировать умение объяснять выбор арифметического действия.
Формировать умение выбирать арифметическое действие в соответствии со схемой.
Закреплять представление о числовом луче как модели числового ряда.
Закреплять умение выполнять вычитание в пределах 10.
Закреплять понятия «чётное число», «нечётное число», «следующее число», «предыдущее число».
Закреплять умение определять место чётного и нечётного числа в числовом ряду.
Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Вычитание числа 3 с опорой на числовой ряд.
Вычитание числа 4 с опорой на числовой ряд.
Заполнение пропусков в таблице.
Выполнение вычислений в пределах 10.
Выбор записи решения к условию задачи.
- Уменьшение, вычитание, числовой луч, чётное число, нечётное число, вычитание чисел 3 и 4.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения уменьшать число на 1. Ученики выполняют вычисления и закрашивают круги с ответами. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения уменьшать число на 2. Ученики выбирают рисунок, соответствующий условию: количество предметов уменьшилось на 2. Ученики могут описать каждую из схем, используя слова «было» и «стало», и сделать вывод с помощью слов «уменьшилось на 2». Работа с заданием № 1 учебника. Работа с рисунками и записями вычитания. Учащиеся определяют, сколько предметов было (записано на карточке) и на сколько уменьшилось, устанавливают соответствие между рисунком и числами в записи. Ответ: «Количество шариков в связке уменьшилось на 2, количество птиц — на 4». |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся составляют равенства, соответствующие схемам. Вопрос: «Как можно вычесть число 3?» Ответ: «Вычесть 2 и ещё 1 (или 1 и ещё 2)». Вопрос: «Как можно вычесть число 4?» Ответ: «Два раза вычесть 2 (вычесть 3 и ещё 1 или 1 и ещё 3)». Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения вычитать числа 1 и 2. Работа с таблицей. Ученики выполняют вычисления и записывают результаты в соответствующие ячейки таблицы. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Вычитание с опорой на числовой ряд. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют вычисления и находят равенства, в которых пропущено число 1. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся выполняют вычитание, объясняя приёмы вычислений. Первый столбик: вычитание соседних чисел (в ответе 1), вычитание половины числа; второй столбик: вычитание числа 2 — переход к предыдущему чётному или нечётному числу; третий столбик: вычитание числа 4 — дважды вычитаем 2; четвёртый столбик: вычитание числа 3 — вычитаем 2 и называем предыдущее число. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения выполнять вычитание с числами 2, 3 и 4. Сравнение чисел. Учащиеся выполняют вычисления и отмечают разности, в которых ответ меньше числа 6. Учитель предлагает детям объяснить свой выбор. Примерный ответ: «5 – 2 равно 3, 3 меньше 6, значит, эту запись нужно отметить; 8 – 2 равно 6, эту разность не отмечаю; 9 – 2 равно 7, 7 больше 6, значит, эту запись не нужно отмечать.» |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения вычитать числа 3 и 4, выполнять вычитание в пределах 10. Учащиеся выполняют вычисления и записывают ответы. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Текстовая задача. Работа со схемой. Объяснение выбора арифметического действия: количество орехов уменьшилось, значит, выбираем знак «–». Работа с интерактивным заданием. Работа с текстовой задачей. Установление соответствия между условием задачи и записью её решения. Учащиеся выбирают записи, которая являются решением задачи, объясняют свой выбор. После выполнения задания можно предложить детям записать решение в тетради и выполнить вычисления. |