Углы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с видами углов (прямой, острый, тупой) и различение их на рисунке. Формирование умения чертить углы с помощью угольника.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с видами углов: прямой, острый, тупой.
Формировать представления о элементах угла (вершина, стороны) и умение находить их на рисунке.
Формировать умение сравнивать данные углы с прямым углом.
Формировать умение определять вид угла с помощью угольника.
Формировать умение чертить угол заданного вида с помощью угольника.
Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
Развивать глазомер и пространственные представления учащихся.
Виды деятельности
Установление соответствия между фигурой и числом её углов
выделение на рисунке углов среди других геометрических фигур
определение элементов угла на рисунке (сторона, вершина)
выделение прямого угла на рисунке
сравнение данного угла с прямым углом и определение его вида
чертёж угла указанного вида
выбор правильного ответа из предложенных вариантов
распределение углов по видам.
Ключевые понятия
- Виды углов, прямой угол, острый угол, тупой угол, вершина угла, сторона угла, угольник.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между геометрической фигурой и числом углов. Учащиеся определяют, сколько углов имеет многоугольник, и соединяют рисунок и число. Можно предложить ученикам назвать фигуры с наименьшим и с наибольшим числом углов (треугольник и пятиугольник), перечислить названия многоугольников с одинаковым количеством углов (четырёхугольники — прямоугольник, квадрат, ромб). |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся рассматривают фигуры на рисунке, определяют их названия (круг, кривая, луч, прямая, отрезок, угол) и отмечают номера фигур, которые являются углами. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Введение терминологии, связанной с углами (вершина, сторона) носит ознакомительный характер. Важно, чтобы учащиеся понимали значение этих слов и могли показать на рисунке вершину угла и его стороны. На рисунке не случайно изображён многоугольник. Это подчёркивает связь углов с уже известными геометрическими фигурами: вершины многоугольника — это одновременно и вершины углов, стороны многоугольника — это и стороны углов. Можно познакомить учащихся с обозначениями углов на рисунке. Вершину угла иногда обозначают точкой, чтобы подчеркнуть, что изображён именно угол. Чаще угол обозначается дужкой. Работа с интерактивным заданием. Определить расположение точки на каждом из углов. На двух рисунках обозначенная точка является вершиной угла, на остальных рисунках точка отмечена на стороне угла. Учащиеся отмечают углы, на которых вершина обозначена неверно. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Формировать умение находить углы у реальных предметов в окружающей обстановке. Учащиеся называют предметы, изображённые на рисунке, и показывают, какие части предмета образуют угол: веер, ножницы, шлагбаум, раскрытая книга. Дети могут сказать, что у крышки стола, на котором лежит книга, тоже есть углы. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся рассматривают изображённые предметы, называют геометрические фигуры, на которые они похожи, и отмечают предметы, не имеющие углов. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. С понятием «прямой угол» учащиеся познакомились в 1 классе. Они находят прямые углы на рисунках. В подобных заданиях полезно сначала определять вид угла на глаз, а затем проверять себя с помощью угольника. На первом рисунке прямые углы образованы пересечением отрезков внутри ромба. Можно ввести понятие «диагональ ромба» (отрезки, соединяющие противоположные вершины). Необходимо обратить внимание учащихся, что на рисунках изображено два прямоугольника. Квадрат тоже является прямоугольником, потому что у него все углы прямые. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся называют изображённые в ячейках таблицы геометрические фигуры, определяют наличие у них хотя бы одного прямого угла и закрашивают только многоугольники с прямым углом. Можно ответить на дополнительные вопросы, характеризуя расположение фигур в таблице. Для обозначения строки дети используют слова «верхняя», «средняя», «нижняя», для столбца — «левый», «средний», «правый». «В какой строке и в каком столбце находятся закрашенные фигуры? Где находится треугольник, не имеющий прямого угла? Какая фигура расположена в нижней строке, в среднем столбце?» Полезно выполнить этот задание в парах — один ученик задаёт вопрос, другой — отвечает на него, затем они меняются ролями. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Практическая деятельность по построению прямого угла с помощью угольника по описанию, предложенному в учебнике. Работа с интерактивным заданием. Проверка умения определять прямой угол на рисунке. Учащиеся отмечают изображения прямых углов. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Знакомство с понятиями «острый угол» и «тупой угол». Учащиеся определяют вид углов на рисунках в учебнике с помощью угольника. Дополнительно можно предложить детям начертить острый угол и тупой угол, а также четырёхугольник с одним прямым углом (остальные углы тупые или острые). Работа с интерактивным заданием. Распределение углов по группам: тупые, прямые и острые. |