Углерод и его соединения. Химия. 9 класс. Конспект урока
Аннотация
Тема урока интересна для детей и учителя, она обширна и многогранна. В данном уроке можно закрепить пройденный ранее материал: аллотропия, кристаллическая решетка, показать связь химии и других наук.
Данный урок позволяет обучающимся самостоятельно находить, изучать и анализировать материал по теме «Углерод и его соединения», закреплять полученные знания при заполнении рабочей тетради, которая состоит из пяти модулей согласно поставленным целям в начале урока. При этом происходит развитие аналитико-синтезирующего мышления (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы), умений учебного труда (умений работать в должном темпе: читать, писать, конспектировать, заполнять таблицы), действовать самостоятельно.
Основная часть
Предмет: Химия.
Класс: 9.
УМК О. С. Габриелян «Химия. 9 класс».
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: Смешанный.
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений; продолжить формирование информационной компетентностей.
Задачи для учащихся:
- знать характеристику химического элемента и простого вещества углерода;
- уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода и его соединений;
- уметь находить информацию, обрабатывать и преподносить.
- Иметь представление о поражающем действии угарного газа, причинах его образования и мерах оказания первой медицинской помощи при травлениях.
Оборудование и материалы: компьютерный класс, компьютеры, сеть интернет, мультимедийный проектор, ЦОР, УМК «Навигатор» 9 класс.
Используемые ЦОР:
- Интерактив "характеристика углерода по положению в ПСЭ Д. И. Менделеева"
- "Демонстрация интерактивной модели ядра атома углерода"
- Иллюстрация. Атомные орбитали внешнего уровня атома углерода"
- Демонстрация слайд-шоу, позволяющего ознакомиться с образцами углерода, встречающимися в природе», «Сообщение сведений об образовании каменного угля в природе», «Модель 3D. Модель кристаллической решетки алмаза», «Модель 3D. Модель кристаллической решетки графита», «Иллюстрация. Графит», «Иллюстрация. Бриллиант», «Демонстрация слайд-шоу, рассказывающего об аллотропных формах углерода
- Тушение пламени углекислым газом», «Горение магния в углекислом газе»
Реактивы: Раствор соляной кислоты HCl, сода пищевая NAHCO3, Сода техническая Na2CO3, мел CaCO3
Урок рассчитан на 45 минут.
Урок имеет межпредметные связи с ОБЖ, биологией, физикой.
Технологическая карта урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||
1 |
Организационный момент, постановка цели и задач урока Организация работы за компьютерами, организация фронтального опроса Приветствие, мобилизация внимания детей. Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? |
Слушают учителя, настраиваются на восприятие нового материала. Задают вопросы по домашнему заданию. |
|||||||
2 |
Актуализация опорных знаний: Актуализация изучаемой темы Формирование вопросов для изучения Тест на повторение предыдущей темы («Фосфор и его соединения») Фронтальная и индивидуальная беседа: - Строение и свойства фосфора как простое вещество - Химические свойства фосфора - Аллотропные модификации |
Изучение иллюстраций. Запись темы урока в тетради .Фронтальная, индивидуальная работа. Каждый ученик выполняет тест к пар. 29 («Фосфор и его соединения») (УМК Навигатор) Затем отвечают на вопросы учителя устно, используя схемы и рисунки из УМК «Навигатор. Химия. 9класс.» |
|||||||
осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. |
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения |
фиксация индивидуального затруднения |
|||||||
3 |
Изучение нового материала Консультация обучающихся на основе презентаций, организация обсуждения Вопросы на понимание Обсуждаемые темы: 1. Оксид углерода (II). Токсичность. Помощь при отравлениях. Свойства. 2. Оксид углерода (IV). Токсичность. Свойства. Получение (видеоэксперимент и демонстрация реального эксперимента). Вопрос: Как и где можно применять CO2? 3. Угольная кислота. Свойства. Получение. 4. Качественные реакции на соли угольной кислоты (видеоэксперимент) |
Фиксация основных понятий в тетради. Ответы на закрепление части материала. Проводят виртуальные опыты(УМК «Навигатор»). По картинке выстраивают сообщение о применении Оксид углерода (IV). Исходя из лабораторного опыта, записывают уравнения реакций. |
|||||||
проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач. выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий |
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
саморегуляция в ситуации затруднения |
|||||||
4 |
Обобщение и закрепление материала Организует контроль качества усвоения знаний Подведение итогов Обобщающая беседа по основным понятиям. Информация о домашнем задании |
Выполнение интерактива по параграфу 31 на персональных компьютерах. Фронтальная беседа Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
|||||||
рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
умение выражать свои мысли, аргументация |
саморегуляция в ситуации затруднения |
Список использованных источников
- Габриелян О.С. Химия 9 класс М. Издательский дом «Дрофа» 2007.
- УМК-Навигатор «Химия . 9класс» Габриелян О.С Издательский дом «Дрофа»
- Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru
- Информационно-образовательный портал www.drofa.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
- Единая коллекция http://school-collection.edu.ru/
- Hot Potatoeshttp://hotpot.uvic.ca/
- Издательский дом «1 Сентября» http://1сентября.рф http://nsc.1september.ru/urok/
- Виртуальные лаборатории онлайн http://www.virtulab.net/ http://vkh2012.jimdo.com/