Ударные и безударные окончания имён существительных. Русский язык. 4 класс. Разработка урока
УМК «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Аннотация
Урок русского языка "Ударные и безударные окончания имён существительных" разработан для учащихся 4 класса, в соответствии с учебной программой по русскому языку. Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Данный урок поможет не только обобщить знания учащихся по изученной теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание благодаря использованию игровой технологии. Используемые приёмы и методы способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащихся с любым типом мышления. Данная структура урока может быть использована на уроках обобщения и повторения пройденного материала.
Уровень: общеобразовательный класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – путешествие
Цели:
- Образовательная: Обобщить знания о первом склонении имён существительных.
- Развивающие: Развивать умение распознавать тип склонения существительных. Развивать орфографическую зоркость.
- Воспитательная: Воспитывать любовь к русскому языку.
Задачи урока:
- Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
- развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
- воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.
Методы обучения: словесный; объяснительно-иллюстративный; частично– поисковый.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: Физкультминутка.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать: о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; признаки 1-го, 2-го, 3-го склонения имён существительных.
- учащиеся должны уметь: определять тип склонения по окончанию и роду; различать и проверять безударные окончания имён существительных одного и того же склонения; писать окончания имён существительных; определять тип склонения и падеж имён существительных.
Структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Орг. момент. Слайд №2 |
Долгожданный дан звонок – |
|
2. Сообщение темы и целей урока. Слайд № 3
|
На экране записаны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания.
к тропинк- |
|
В какой части слова пропущена буква? |
Ответы детей: (в окончании) |
|
Можем ли мы подобрать проверочное слово? |
Нет. |
|
Как нам поступить? |
|
|
3. Проверка домашнего задания. Слайд №6
|
Дома выполняли упражнение №176. Как ответить на вопрос: где построили дельфинарий? |
В городе… |
Чем здесь занимаются? |
Здесь изучают жизнь и поведение дельфинов, дрессируют их. |
|
Как выступают дельфины перед зрителями? |
Они прыгают через перекладину, в обруч, стоят на хвосте, играют в мяч |
|
Чем награждают дельфинов за выступление? (2 слайда о дельфинах) слайд №7,8 |
Дрессировщик награждает их рыбой, гладит рукой, почёсывает щёткой. |
|
Назовите существительные 1 скл.. |
Перекладина, рыба, рука, щётка. |
|
Назовите существительные 2 скл.. |
Город, дельфин, бассейн, поведение, животное, посетитель, обруч, хвост, мяч, выступление, дрессировщик, дельфин, поглаживание, почёсывание. |
|
4. Чистописание.
|
А). Массаж рук. (Слайд движение №12, 13)
Солнышко рано встаёт Все ли овощи в порядке? Как дела на вашей грядке? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: подъём! Физзарядку проведём.
Ну-ка делайте со мною
Сбрось с себя ночную лень- |
Хлопки в ладоши. Постучим в кулачки. Массаж большого пальца. Массаж указательного пальца. Массаж среднего пальца. Массаж безымянного пальца. Массаж мизинца Хлопки ладонями. Руки в кулачок сильно зажать, а потом растопырить пальчики. |
Б). Работа в тетради. ЗЗЗзз Соня Зине принесла бузину в корзине. |
Списывают каллиграфически правильно. Подчёркивают Грамматическую основу в предложении, разбирают предложение по частям речи. |
|
5. Работа по теме.
|
А). Работа по учебнику. (Упр. 179). Какие окончания у существительных в И. п. 1 скл.? -2скл.? -3 скл.? (повторение через слайд №14) Какие окончания имеют существительные в Р. П. – 1скл.? – 2скл.? – 3скл.? Через слайд №15, 16 |
Чтение задания.
– а, – я.
– и Вывод: В одном и том же падеже ударные и безударные окончания одинаковы, поэтому для проверки написания безударных окончаний имён существительных 1 скл. надо подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием. |
Б). Вернёмся к заданию, которое было в начале урока. – к тропинк- Слайд №17 Как определить скл. существительного? Этапы на слайде № 18
Какой следующий этап работы? Докажите, какие окончания должны быть у остальных сущ.. Слайд №19 |
Определить скл. и падеж.
Поставить сущ. Тропинке– в И. п. Тропинка– ж. р. , окончание – а, значит, сущ. 1скл.. |
|
В). Работа по учебнику. Упр. 3 181. |
Чтение задания и выполнение самостоятельное. Взаимопроверка |
|
6. Физминутка.
|
Игра «Доскажи словечко» слайд № 20 – 33 Если я называю сущ.
|
|
Отгадки через слайд |
Барабан – 2 хлоп. |
|
Пышный хвост торчит с верхушки. |
Белка – 1 хлоп. |
|
На жарком солнышке подсох |
Горох – 2 хлоп. |
|
Шубка – иголки, Свернётся он – колкий. |
Ёж -2 хлоп. |
|
По ночам во мне Ванятка |
Кровать – 3 хлоп. |
|
Кто альбом раскрасит наш? |
Карандаш – 2 хлоп. |
|
И от ветра, и от зноя, |
Палатка – 1 хлоп. |
|
Вперевалку шёл со льдин |
Пингвин – 2 хлоп. |
|
Лесники её котят |
Рысь – 3 хлоп. |
|
Целый день он спать не прочь, |
Сверчок – 2 хлоп. |
|
Длинным клювом тонким |
Цапля – 1 хлоп. |
|
Трещала с самого утра: |
Сорока – 1 хлоп. |
|
7.Словарно-орфографическая работа. Слайд № 34 – 36
|
Знакомство с новым словом из словаря. А). Предлагается отгадать шараду, чтобы познакомиться с новым словом.
Кто играл в горелки летом, |
Горизонт. Слайд Составить и записать предложение с новым словом. |
Б). Объяснить, когда, так говорят: «Мой знакомый совсем исчез с горизонта. Я не знаю, где он» |
Так говорят о человеке, который давно уже не появлялся в кругу знакомых. |
|
В). Списывание. Слайд №37 Упр. 182. |
Выполнение задания предлагаемого в упражнении. Взаимопроверка. |
|
Г). Письмо под диктовку. Слайд №38 Текст предназначен для проверки умения писать окончания сущ. Летом мы поехали на Волгу. До пристани нас довезли на машине. Теплоход ждал пассажиров. Мы сели на палубе и любовались природой. К реке спускались с горы. Они поросли лесом. Мы поздно легли спать. Ночь была светлая, лунная. Утром мы подъехали к Казани. |
Работают самостоятельно. Работы сдаются на проверку. |
|
8. Домашнее задание. |
Упр. №183. Слайд №39 |
Чтение заданий. |
9. Подведение итогов урока. Слайд № 40 |
Чему научились сегодня на уроке? |
Ученики рассказывают какую цель ставили перед собой на урок и достигли ли её. |
Рефлексия |
Через слайды №41 |
|