Учимся выделять абзацы
- наблюдать за структурой текста; учить выделять абзацы в тексте
- абзац, структура текста
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — выделение абзацев в тексте. Выполняется фронтально (в классах с высоким темпом работы может быть предложено для самостоятельной работы с последующим обсуждением). При фронтальной форме проведения упражнения и при обсуждении самостоятельной работы необходимо, чтобы ученики объясняли, почему они выделили абзац именно в этом месте текста (это поможет связать выделение абзаца с развитием основной темы текста — появлением новой микротемы). Текст делится на абзацы следующим образом: второй абзац — «Вот перелетает...», третий абзац — «А это муравей...». Если темп работы класса невысокий, весь текст можно не переписывать, ограничившись записью в тетрадях заголовка, количества абзацев в тексте и первого предложения каждого абзаца. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике (по выбору) — наблюдение за связью основной мысли текста с микротемами каждого абзаца. Выполняется фронтально. Ученики читают текст самостоятельно. Затем учитель организует обсуждение основной мысли текста, обращая внимание учеников на связь основной мысли текста и заголовка (предлагаемые варианты основной мысли записываются на доске). Окончательная запись может иметь такой вид: «В тексте говорится о том, как ёж спас Машу от змеи». Следующий этап работы — обсуждение микротем каждого абзаца (подготовка к составлению плана текста) с записью на доске лучшего названия темы. В результате вариант записи сжатого текста может быть таким: Ёж-спаситель В тексте говорится о том, как ёж спас Машу от змеи. В тексте три абзаца: 1. Маша собирала землянику и случайно укололась о колючки ежа. 2. Ёж спасает Машу от змеи. 3. Маша убежала домой. Ученики списывают с доски «сжатый» текст. Затем подбирают свои варианты заголовков к тексту и записывают их в тетрадях. Если позволяют время и темп работы класса, организуется работа по списыванию текста (правильность списывания необходимо проверить). |
4 | 4. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |