Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-
Закреплять правило написания суффиксов-ик- и -ек- и алгоритм его применения
суффикс, значения суффиксов, суффикс -ик-, суффикс -ек-, безударный гласный в корне слова, парные по звонкости-глухости согласные в корне слова, разбор слова по составу, морфемный разбор, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Повторение правила написания суффиксов -ик-, -ек- с опорой на материал, вынесенный на доску:ключ...к, замоч...к, песоч...к, кармаш...к, билет...к, блиноч...к, лист...к. Учитель просит учащихся сказать, в какой части слова находится пропущенная буква и как они будут определять, какая буква пропущена. Далее каждое слово подробно разбирается, вставляется нужная буква и выделяется суффикс (это могут делать ученики, по очереди выходящие к доске). |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 в учебнике — орфографический тренинг. Обязательное условие — написание проверочного слова.Запись оформляется в два столбика. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — запись слов с суффиксами -ик-, -ек- с опорой на проверочное. Выполняется письменно, фронтально или используется для организации дифференцированной работы. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно упражнение 3 (работа в паре) в учебнике — отработка умения находить группы родственных слов и суффиксы -ик-, -ек-, объяснение написания этих суффиксов.Упражнение включает восемь групп родственных слов, каждый ученик выписывает только четыре группы. К доске можно вызвать восемь учеников, каждый из которых будет самостоятельно выписывать одну из групп. Дополнительные задания (по окончании основной работы над упражнением). 1. Назвать слова с орфограммой «Безударный гласныйв корне слова» и найти среди родственных слов проверочные. 2. Назвать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и найти среди родственныхслов проверочные. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — орфографический тренинг, повторение всех изученных орфограмм. Устный разбор, обязательно включающий подбор проверочных слов, проводится в классе фронтально, письменное выполнение упражнения можетбыть предложено как домашнее задание. Возможная трудность. Поиск проверочного словак слову иголочку. Помощь. Назвать слово и́глы. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 (урок 55) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — орфографический тренинг в парах. Возможная трудность. Работа с корнем -внуч-. Помощь. Сообщить ученикам, что внучек и внучок — это два варианта одного и того же слова. На письме они различаются лишь потому, что в одном случае ударение падает на суффикс (внучо́к), а в другом — на корень (вну́чек). |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (урок 55) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — составление слов из предложенных элементов, выбор необходимого суффикса. Выполняется письменно, в парах. Возможный набор составленных слов: зонтик, тигрёнок, лосёнок, винтик, слонёнок, слоник, котик, котёнок, ёжик, ежонок, тортик, ослик, ослёнок. Вопрос после выполнения: какой суффикс не был использован ни разу? (Суффикс -ек-.) |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 4 (урок 55) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — орфографический тренинг на материале изученных орфограмм. Возможная трудность. Текст стихотворения включает словарные слова: автобус, дорога, машины, город, в которые учащиеся должны вставить буквы. Помощь. Напомнить о существовании словарных слов, предложить в случае невозможности подобрать проверочное слово заглядывать в орфографический словарик учебника. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Проанализировать особенность соединений строчных букв вн, вк, вр, ви. Прописать данные буквосочетания. |
10 | 10. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |