Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)
Познакомить с условиями написания разделительного твёрдого знака; закреплять правило написания ъ
разделительный твёрдый знак, ъ, словарные слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 в учебнике — наблюдение за написанием ъ. Ученики должны заметить несколько условий написания ъ: а) положение после приставки; б) приставка заканчивается на согласный; в) корень начинается буквами е, ё, ю, я. Транскрипцию слов ученики записывают в столбик. [сй’эл] (возможен вариант [с’й’эл]) [падй’э́ст] [абй’э́ст] Далее учитель справа от транскрипции делает буквенную запись этих слов, выделяя в них приставки, и просит учеников попытаться объяснить причину написания в этих словах твёрдого, а не привычного им мягкого разделительного знака. Выслушав различные ответы учеников, он предлагает выделить приставки и подчеркнуть буквы, стоящие перед ъ и после него. В результате этой работы ученики должны прийти к выводу, что ъ пишется после приставок, если приставка заканчивается на согласный и корень начинается с е, ё, я, ю. Обратите внимание. Не следует ориентировать учеников на то, что ъ пишется после твёрдого согласного. Орфоэпические нормы (нормы произнесения звуков в слове) позволяют произносить мягкий согласный, несмотря на то что на письме за этим согласным следует твёрдый знак (ср.: о[б]ъезд и о[б’]ъезд; [в]ъехать и [в’]ъехать и т. д. (о современном произношении см.: Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997). |
3 | 3. Введение нового материала | Рубрика «Тайны языка» и следующая за ней рубрика «Подсказка» обобщают выводы, сделанные учениками на основе наблюдений, и вводят алгоритм применения правила. |
4 | 4. Введение нового материала | Выполняется фронтально, письменно упражнение 2 в учебнике — тренировка в применении правила. Ученик, работающий у доски, подробно комментирует свои действия. Пример рассуждения: «Об + явление — приставка об- заканчивается на согласный, корень начинается с буквы я, значит, в этом слове нужно писать ъ, пишем: объявление. Выделяем приставку, подчёркиваем буквы перед и после ъ. По + явление — в этом слове приставка по- оканчивается на гласный, ъ писать не нужно, пишем: появление». |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 (трудное) в учебнике — тренировка в применении данного правила, проверка знания ранее изученных орфограмм, а также усвоения соответствующих правил (особенно правописания гласных в приставках). Учитель выносит на доску транскрипцию слов. Это позволяет провести работу более наглядно: вызванные к доске по цепочке ученики подчёркивают в транскрипции все орфограммы, выделяют части слов, в которых находятся орфограммы, и перед записью объясняют способ проверки той или иной орфограммы. Так же подробно ученики объясняют, нужно ли в слове писать ъ. Если класс работает медленно, не обязательно разбирать все слова, достаточно поработать с двумя-тремя. Важно, чтобы как можно больше учащихся потренировались в соотнесении звуковой и буквенной записей. [падй’о´мный’ кран] — подъёмный кран [прай’э`хал] — проехал [сй’идо´бный’и гр’ибы] — съедобные грибы (для орфограмм корня подбираются проверочные слова есть и гриб) [абй’э`хал] — объехал [зай’э`хал] — заехал [крутой’ падй’о´м] — крутой подъём [т’о´плый’ пр’ий’о´м] — тёплый приём |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (урок 68) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — отработка правила, тренировка в соотнесении звуковой и буквенной записей слов (является продолжением работы, начатой при выполнении упр. 3 учебника). Предлагается для работы в парах с последующей коллективной проверкой. |
7 | 7. Дополнительный материал | Дополнительная работа № 1 (проводится фронтально перед выполнением упр. 2 учебника). Объяснить написание ъ в словах, записанных на доске: съесть, съехать, въехать, объединить, разъединить, съёжиться. |
8 | 8. Дополнительный материал | Дополнительная работа № 2 (проводится фронтально перед выполнением упр. 2 учебника). Соединить приставки и вторую часть слов, проводя линию либо сразу к корню, либо через ъ. |
9 | 9. Дополнительный материал | Найти и исправить ошибки, объясняя правильное написание. Запись на доске: приехал, объяснил, поъяснил, предюбилейный, съел, заъехал, объём, приём, въезд, подъезд |
10 | 10. Словарная работа | Записать слово автомобиль, подобрать к нему родственные слова (автомобильный, автомобильчик, автомобилист) и записать их. Составить и записать предложение с одним из слов. |
11 | 11. Каллиграфическая минутка | Проанализировать сходство и различия между строчными буквами х, ф. Прописать строчку хф, фх. |
12 | 12. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнения 1–3 (урок 68) в рабочей тетради «Пишем грамотно» (№ 1) — закрепление правила правописания ъ. |