Учимся писать письма по плану
- Учить составлять по плану собственный текст и редактировать его.
- План текста, план письма, письмо другу.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — учить составлять план собственного текста; подготовка к написанию писем (пропедевтическое задание к материалу 3 класса). Выполняется фронтально. Учитель предлагает ученикам вспомнить, как они провели зимние каникулы, и говорит, что они будут учиться писать своим друзьям или родственникам письма, где расскажут об этом. Затем учитель предлагает составить образец плана письма. Результатом обсуждения может стать, например, такой план: 1. Зимние каникулы я провёл (провела)... 2. Интересная история (что посмотрел(а), прочитал(а), увидел(а), где был(а)). 3. Как я проведу весенние каникулы. Этот план записывается на доску, а ученики, опираясь на него, записывают в тетрадях индивидуальные планы текста. Затем можно предложить прочитать некоторые планы. Выборочно учителю следует проверить правильность записей в тетрадях. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за текстом, написанным с нарушением логики изложения (без предварительно составленного плана). Выполняется фронтально, устно. Ученики читают текст, после чего учитель организует обсуждение. Ученики должны прийти к выводу: письмо Серёжи написано без предварительно составленного плана, в нём нарушается последовательность изложения, Серёжа перескакивает с одной мысли на другую, поэтому письмо читать трудно, неинтересно. Выполнение упражнения предполагает лишь наблюдение, редактирование текста; составление плана Серёжиного текста проводить не рекомендуется. Дополнительное задание (для сильных классов). Составить план письма другу (продолжение работы, начатой в упр. 1). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (работа в группе) в учебнике — комплексная работа с текстом: проверка умения подбирать заголовок к тексту, определять основную мысль текста. Выполняется устно в группах, после завершения работы тексты разных групп сравниваются. Перед началом работы в группах учитель организует обсуждение основной мысли и плана текста по вопросам: о чём будет сообщено в тексте? Зачем он будет написан? Что хочет сообщить пишущий в своём тексте? Рекомендуем обсудить возможное содержание одного из пунктов плана, например пункта 1, проверяя умение учеников начинать текст (работа проводится традиционно: ученики предлагают варианты того, о чём пойдёт речь в первом абзаце, называют предложения). Примечание. Не предлагайте на дом задание самостоятельно написать текст по предложенному в учебнике плану. |
5 | 5. Словарная работа | Записать слово ужин. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
6 | 6. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |