Сочинение — традиционная форма обучения и аттестации на уроках литературы. Писать его детей учат на протяжении семи лет, но тем не менее многие ученики испытывают трудности с грамотным, логичным и аргументированным выражением своих мыслей. Значение этого важного навыка для успешного окончания средней школы в последнее время заметно возросло: 

  • с 2014 года вновь стало обязательным выпускное сочинение; 

  • часть С в ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения; 

  • в КИМах экзамена по литературе содержатся четыре творческих задания, требующие умения писать сочинение-миниатюру, и одно задание, построенное как сочинение-рассуждение на основе анализа литературного произведения из школьного курса.

Тем более несомненна актуальность серии «Учимся писать сочинение» для 5–11 классов, выпущенной летом этого года объединенной издательской группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Рабочие тетради для 5–6 и 7–8 классов подготовила Елена Викторовна Зуева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории с более чем 30-летним стажем работы в школе, для 9–11 классов — Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, заместитель директора института филологии МПГУ.

Темы и задания постепенно усложняются, и дети последовательно осваивают навык написания сочинения.

Лиха беда начало

Учащимся 5–6 классов предлагается: 

  • составить план сочинения; 

  • сформулировать тезис и аргументы; 

  • проанализировать лирическое стихотворение; 

  • дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя; 

  • описать особенности пейзажа и интерьера.

В 7–8 классах, кроме выполнения перечисленных заданий, дети должны анализировать позицию автора того или иного произведения.

Составление плана Елена Зуева считает одним из первостепенных умений, которые развивают логику, понимание причинно-следственных связей, а для нынешних подростков, обладающих «клиповым» мышлением, — это довольно сложная задача.

На внимательную работу с текстом нацелены и вопросы, содержащиеся в рабочих тетрадях и выстроенные по определенной логической системе. Выполняя эти задания, школьники учатся:

  • искать аргументы, необходимые для доказательства того или иного тезиса; 

  • подбирать точные цитаты; 

  • анализировать лексику и художественно-изобразительные средства, использованные автором. 

Особую сложность представляет анализ лирического стихотворения: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (тропы, особенности лексики и синтаксиса),  которыми он эти настроения передает.

Так закладываются основы филологического анализа.

В поисках смысла жизни

Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.

Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее: 

  • «Истинные и ложные ценности в произведении И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; 

  • «Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: правда или сострадание» (по пьесе М. Горького «На дне»); 

  • «Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути» (на примере лирических произведений Маяковского, Блока, Есенина) и др.

Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради.

Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев: 

  • насколько глубоко и полно раскрыта основная мысль; 

  • последовательно ли изложен материал и доказательны ли главные тезисы; 

  • насколько уместно и правильно использованы цитаты из литературного источника...

Умение увидеть чужие ошибки, по мнению автора пособия, позволяет избежать своих.

Интересная часть работы — выбор вступительных и заключительных частей к сочинению из приведенных в рабочей тетради вариантов. Это вовсе не игра в «угадайку», как может показаться на первый взгляд. Напротив, по словам Елены Ерохиной, некоторые задания сформулированы таким образом, чтобы их нельзя было выполнить однозначно и чтобы учитель мог организовать дискуссию в процессе работы по этим пособиям.  

От чтения — к творчеству

Но для написания хорошего сочинения недостаточно овладеть определенными умениями и навыками — необходимо прочитать литературные произведения внимательно и с интересом.

По данным международного исследования PISA  2012 года, российские школьники заняли лишь 34-е место, набрав 475 баллов из 1000 по позиции «Читательская грамотность». Лучшими по результатам тестирования уже несколько лет остаются учащиеся стран Восточной Азии: Китая, Кореи, Сингапура, Японии; в Европе лидирующие позиции занимают Финляндия и Нидерланды.

Как преодолеть отставание от лидеров и привить детям любовь к книге?

В рабочих тетрадях для 5–6, 7–8 классов представлены фрагменты произведений, изучение которых в школьном курсе литературы предусмотрено ФГОС: от русских народных сказок, Пушкина, Тургенева, Короленко до Распутина и Астафьева. 

По словам Е. Зуевой, эти небольшие тексты подобраны таким образом, чтобы пробудить у ребят интерес к прочтению всей книги:

Дети должны понять, что литература — это наша  жизнь. Человеческие чувства — любовь, дружба, ненависть — вечны, только в произведениях классиков XIX века о них рассказано немного другим языком и на фоне других реалий. 

В данном случае роль учителя-словесника трудно переоценить, поскольку он выступает в качестве проводника между прошлым и настоящим. В его задачи входит разъяснение историко-культурного контекста произведений; работа с лексикой (объяснение незнакомых детям слов и понятий, встречающихся в тексте); изучение и применение на практике литературоведческих понятий.

Нельзя сводить задачи учителя к узкоутилитарным, поскольку миссия истинного словесника — не подготовить детей к ЕГЭ, не заниматься натаскиванием на выпускное сочинение, навязывая шаблоны и образцы, а научить детей любить литературу, думать и грамотно выражать свои мысли.

В книге «Мастерство учителя» американского исследователя Дуга Лемова, посвятившего много времени изучению чтения как навыка, находим определение: «Квалифицированный читатель — это человек, умеющий осмыслить сложную, возможно, противоречивую информацию, данную в тексте, уловить позицию автора, его мотив, намерения, цели — явные и скрываемые; человек, способный нравственно и духовно самосовершенствоваться, учиться на чужих примерах и задумываться над смыслом жизни; наконец, это человек творческий (чтение и творчество — вещи взаимосвязанные)».

На примере каких произведений следует учить детей «квалифицированному чтению»? Хотя Елена Ерохина — сторонник так называемого «золотого канона», то есть проверенного временем списка книг, принадлежащих перу русских и зарубежных классиков и обеспечивающих культурную связь поколений, задания по современным произведениям также вошли в серию тетрадей, что сделало их универсальными.

Надеемся, представленные пособия будут востребованы в школах и помогут детям грамотно излагать мысли, аргументировать свою позицию и, что не менее важно, каждый раз заново открывать для себя великую русскую литературу. Рабочие тетради авторов Е. В. Зуевой и Е. Л. Ерохиной не навязывают детям заранее заготовленные трафареты для написания сочинений, а, напротив, учат внимательному, глубокому, заинтересованному, «квалифицированному» чтению, настраивая на  размышление и творчество.


Зуева Е. В.
Учимся писать сочинение.
5–6 классы

Зуева Е. В.
Учимся писать сочинение.
7–8 классы

Ерохина Е. Л.
Учимся писать сочинение.
9 класс

Ерохина Е. Л.
Учимся писать сочинение.
10 класс

Ерохина Е. Л.
Учимся писать сочинение.
11 класс