Учебный проект "Звукотерапия – путь к спокойствию"
"Прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов".
Студенген
Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности путем создания проекта учениками:
- навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
- умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- навыков работы в группе.
Тип проекта: исследовательский.
Данный учебный проект, рассчитанный на три урока, разработан для учащихся 9-11 класса при изучении раздела физики «Звуковые явления».
В ходе работы, учащиеся делятся на три творческие лаборатории (эксперты-физики, эксперты-биологи, эксперты-музыканты), проводят исследование в предложенном им направлении, отвечая на вопросы:
Основополагающий вопрос: Как много может музыка?
Проблемные вопросы: Как влияют окружающие звуки на психику людей? Почему некоторые звуки раздражают? Почему мы слышим и что мы слышим?
Учебные вопросы: Как распространяется звук в воздухе и в безвоздушном пространстве? Как с точки зрения физики объяснить природу музыкального звука? Существует ли связь между физикой и психикой человека?
Вопросами практического применения музыки занимаются в настоящее время музыковеды, психологи, психотерапевты. Необходимо заинтересовать учеников в самостоятельном подборе мелодий, которые помогут начинать и заканчивать день им с улыбкой и с чувством радости.
Адаптация учебного проекта для учеников с особыми способностями:
- Ученикам с ограниченной возможностью или с ослабленным зрением понадобится помощь своих одноклассников для проведения экспериментов.
- Ученикам с ослабленным зрением необходимо предоставить раздаточные материалы в увеличенном формате.
- Ученикам с аутизмом необходимо индивидуально рассказать каждый шаг для выполнения заданий.
План учебного проекта
1 урок
Урок начинается с презентации учителя, которая помогает учащимся получить полное представление о проекте, в котором им предстоит участвовать. Процесс актуализации знаний представляется в виде опроса учащихся. Повторяются вопросы учебных тем, которые могут пригодиться при работе над проектом. Происходит входное оценивание.
Показывается видео материал, в котором представлен опыт распространения звука в воздухе и в безвоздушном пространстве.
Далее учащиеся начинают приводить примеры по звукам, которые их раздражают.
Учитель на доске формирует список – ориентировочно 10 звуков, раздражающих класс. Возможный список:
- скрежет металла по стеклу;
- скрип мела и ногтей по школьной доске;
- женский крик;
- работа точильного камня;
- визг тормозов велосипеда;
- крик ребенка;
- работа электродрели;
- громкое чавканье;
- капающая вода;
- храп.
Что бы заинтересовать учеников всего класса учитель совместно с учащими проводит исследование диапазона частот звуков, представленных на доске.
2 урок
Учащимся раздаются буклеты с кратким описанием проблемных вопросов, рассматриваемых в проекте. Знакомство с критериями оценивания и их обсуждение также происходит на этапе введения в проект. Далее происходит знакомство с планом работы, в котором учащиеся смогут разделиться на группы для проведения исследования.
- творческая лаборатория: эксперты-физики. Изучают материал о природе возникновения и свойствах звука. На основании проведенных экспериментов и исследований учащиеся формулируют основные выводы в виде презентации.
- творческая лаборатория: эксперты-медики. Изучает строение человеческого уха и как оно улавливает звуки. Изучают материал о влиянии музыки на живой организм и изучают вопрос практического применения музыки. Итоги исследования представляются в виде публикации.
- творческая лаборатория: эксперты-музыканты. Изучают музыкальные произведения, которые успокаивают, расслабляют, снимают нервное напряжение. Проводят анализ по величине частот звуков, указанных в списке раздражающих, а также делают подборку звуков, которые максимально приятны для человеческого слуха. Итоги исследования представляются в виде концертного выступления.
Обязательно обращается внимание учащихся на необходимость наличия выводов исследования и форму представления отчёта по проведённой работе, предлагаются ссылки на интернет ресурсы для помощи в поиске материала.
Проведение исследований. На этом этапе учащиеся работают с найденными по их темам ресурсами, проводят обсуждения в группах, выполняют презентации, оформление карточек и готовят музыкальную программу.
Оценивание ведётся по листам самооценки группы.
По окончании исследований, учащиеся самостоятельно готовятся к итоговому представлению своей работы. Прорабатывают возможные вопросы. Рассматривают возможности дальнейших исследования по выбранной теме.
Учителем ведётся блог с наиболее интересными находками учащихся.
3 урок - итоговое занятие
Проводится защита работ в виде конференции по теме «Звукотерапия – путь к спокойствию». В результате формулируется общий вывод. Оценка работ производится согласно критериям, известным ученикам по вводной презентации учителя. Индивидуальный вклад каждого участника группы оценивается с помощью смайликов, которые ребята выставляют друг другу.
Итоговая рефлексия представляется в виде коллективного обсуждения по теме «Звукотерапия».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.