Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Знакомство с учебником, его структурой, назначением;
- наблюдение за текстом и предложением как единицами речи;
- развитие умения списывать, диктуя себе по слогам, и проверять написанное.
Виды деятельности
- анализ текста и предложения
- составление и запись предложений, правильное оформление на письме
- списывание предложений и текстов (выборочное списывание), диктуя себе по слогам
- письмо под диктовку
- самопроверка и взаимопроверка, написанного.
Ключевые понятия
- Текст, предложение, слово.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация имеющихся знаний | Беседа об учебнике «Русский язык». На доске: «выставка» книг. Учитель проводит сравнение книг: «Чем отличается учебник от художественной книги?» Учащиеся знакомятся с учебником «Русский язык» и его составными частями: условными обозначениями, правилами, разнообразными иллюстрациями и их назначением, упражнениями, справочным материалом, оглавлением. Учитель задаёт вопросы: «Почему создаются учебники? Зачем нам нужен учебник русского языка?» (Учебник поможет лучше узнать свой родной язык, научит точно выражать свои мысли, понимать речь, грамотно писать, а также познакомит с интересными событиями из жизни страны, её природы, людей.) |
2 | 2. Знакомство с темой урока. Целеполагание. | Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Учитель просит прочитать в учебнике название темы, над которой учащиеся начинают работать, и ответить на вопрос: почему важно повторить то, что уже известно? Беседа по пословице и иллюстрации. Запись текста (упражнение № 1) Вопросы: «Как вы понимаете смысл пословицы?» Учитель говорит: «Пословица всегда чему-то учит. Рассмотрите рисунок. Почему эта пословица предложена к данному рисунку?» Дети формулируют ответы на вопросы. Списывание пословицы. |
3 | 3. Знакомство с темой урока. Целеполагание. | Прежде чем приступить к списыванию, дети под руководством учителя составляют памятку «Как научиться правильно списывать». Позднее при выполнении подобных заданий учащиеся могут обращаться к памятке из учебника. Далее дети списывают текст и проверяют себя по учебнику и тексту пословицы на интерактивной доске. |
4 | 4. Знакомство с темой урока. Целеполагание. | Работа в парах (устно): составление двух-трех предложений по рисунку. Пары озвучивают получившиеся предложения. Запись под диктовку нескольких предложений. Перед тем как начать составлять предложения, дети должны выполнить задание и запомнить правильное написание слова скворечник. Пример составленных предложений: Мальчики строят скворечник. Скоро у скворца будет новый дом. |
5 | 5. Знакомство с темой урока. Целеполагание. | Беседа по рисунку и составление текста (упражнение № 2). Учитель задаёт вопрос: «Как вы озаглавите свой текст?» Дети обсуждают варианты заголовка и составленные тексты. Беседа по содержанию стихотворения на с. 4. Используются вопросы в учебнике. Обсуждается не только содержание, но и художественные особенности текста. Затем учащиеся списывают текст с предварительной подготовкой (памятка в учебнике) и проверяют себя или друг друга. |
6 | 6. Рефлексия | Учитель задаёт вопрос: «Что вы повторили на уроке?» (Повторили, как списывать предложения и текст с учебника, как составлять текст по рисунку, как подбирать заголовок к тексту.) |
7 | 7. Домашнее задание | С. 4 списать текст стихотворения, используя памятку из учебника. |