Твой духовный мир. Развитие кругозора на занятиях ОРКСЭ/ОДНКНР
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для пятых классов предполагает, что школьники уже ориентируются в понятии «культура», имеют начальные навыки исторического и логического мышления. Однако практика показывает, что даже не все выпускники могут дать правильные ответы на элементарные вопросы, такие как, например, «Когда и почему произошли российские революции?», «Какую форму имеет Земля?». Проблема состоит в обилии информации и путанице среди научных и ненаучных знаний. Доктор исторических наук Инна Барыкина предложила варианты занятий по ОДНКНР, направленные на развитие образованности как составляющей духовного мира человека.Начало изучения духовного мира
Опрос «Что составляет твой духовный мир?»
Приступая к изучению ОДНКНР, проведите опрос на тему «Что составляет твой духовный мир?». Можно дать варианты ответов:
-
Духовность.
-
Образованность (представление о важности образования).
-
Интересы.
-
Культура поведения.
-
Нравственные качества.
На начало изучения курса многие ученики могут полагать, что духовный мир относится к церкви и к религии. Составьте рейтинг ответов. После прохождения курса проведите опрос снова и сравните как изменились представления учеников о духовном мире.
Практическая работа «Твоя образованность»
Предложите ученикам ответить на вопрос «Как ты пополняешь свои знания?». Нужно расположить варианты по мере возрастания (убывания) и добавить то, что не указано в списке:
-
Беседую с родителями и друзьями.
-
Читаю книги и журналы.
-
Посещаю музеи и выставки.
-
Пользуюсь Интернетом.
-
Посещаю библиотеку.
Данную работу можно использовать для диагностического анкетирования в начале и в конце курса.
Занятие «Как было написано первое письмо»
Путешествие Гулливера
В произведения Джонатана Свифта встречается государство, жители которого так много знали, что не видели необходимости разговаривать друг с другом. Однако им все же нужно было обмениваться информацией, поэтому каждый носил на поясе мешочек с разнообразными предметами и показывал их остальным, сообщая какие-то сведения. На основе этого сюжета предложите ученикам интересное задание.
Разложите на столе предметы, объединенные одной темой. Например, предметы, имеющие отношение к погоде (зонт, перчатки, солнечные очки и т.д.), к школе (книги, канцелярские принадлежности), к увлечениям (шахматы, значки, наклейки и прочее). Предложите ребятам составить фразу с помощью предметов, лежащих на столах («Сегодня идет дождь», «Я люблю играть в шахматы», «Завтра контрольная по русскому языку»). Предложите другим ученикам «прочитать» составленные из предметов послания. Дети могут работать в группах и индивидуально. В конце они делают вывод о сложности передачи информации через предметы.
Как было написано первое письмо
Прочитайте с учениками сказку Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». После задайте вопросы:
-
Какой способ девочка выбрала для передачи информации?
-
Почему ее сородичи неправильно поняли содержание письма?
-
Могла ли эта истории произойти в реальности или она — плод воображения?
Предложите ученикам составить свои рассказы по слайдам с наскальными изображениями. Напомните, что в средние века изображения заменяли вывески магазинов (крендель говорил о том, что в этом доме находится булочная, сапог сообщал о мастерской сапожника).
Разгаданные письмена
Обратитесь к брошюре историка Р.И. Рубинштейн «Разгаданные письмена». В ней представлена интересная история.
Один индеец по имени Малыш получил от отца письмо — рисунок, изображающий двух черепах (большую и маленькую), маленького человека справа и еще одного под черепахой. От второго к первому были нарисованы линии, под маленьким человеком нарисован мужчина с поднятой рукой. Молодой индеец, прочитав письмо, тут же собрался и отправился домой...
Дойдя до этого места в истории, задайте ученикам вопрос: Почему молодой человек заторопился домой? Получив предположения, расскажите развязку:
...Отца индейца звали «Черепаха, спутник своей жены» — поэтому на рисунке были две черепахи разного размера: большая — муж, и маленькая — жена. Маленький человек справа — индеец Малыш, человек под черепахой — его отец. Протянутые линии обозначали приказание «приезжай домой». Мужчина с поднятой рукой напоминал о том, что сын должен слушаться отца.
Ученики делают вывод, что способ передачи информации рисунками тоже не очень точен и достаточно трудоемок, поэтому люди и старались упростить изображения до символов.
Предложите ученикам составить предложение, используя несколько египетских иероглифов и их расшифровку:
-
Кружок с точкой в центре — «Солнце».
-
Ноги — «идти».
-
Полукруг — «хлеб».
-
Глаз — «плакать».
-
Человек с палкой — «бить».
-
Губы — «рот».
Финикийская письменность
У древних народов не было гласных, что усложняло их жизнь. Для наглядности предложите ученикам написать слово «дом», убрать гласную и придумать, что оставшиеся буквы ДМ могут означать (дым, дама, Дима).
Гласные впервые появились у древних финикийцев. Чтобы подробнее изучить историю становления письменности, обратитесь с учениками к произведениям писателя В. Яна «Финикийский корабль» и «Никита и Микитка».
Занятие «Учитель и ученик»
Школьная традиция
Обратите внимание учеников на то, что современная система образования во многом схожа с системами прошлых веков. Приведите примеры из литературных источников:
-
Руководство учителям первого и второго класса народных училищ. СПб., 1783
-
Личный пример учителя. Л., 1939
Вопросы для обсуждения:
-
Какие предметы изучали ученики?
-
Какой распорядок дня был у учеников?
-
Каким образом учителя контролировали работу учеников?
-
Какие обязанности были у учителя?
-
Какие обязанности были у учеников?
-
Какие отличия вы можете назвать в современной школе?
Любимый учитель
Спросите у ребят, из-за каких качеств дети могут считать учителя любимым и какие качества могут хотеть у него перенять. Пусть ученики расположат предложенные критерии в порядке значимости.
Почему дети считают учителя любимым:
-
Хорошо рассказывает и разъясняет уроки.
-
Любит детей и заботится о них.
-
Требовательный к ученикам.
-
Интересно и весело проводит уроки.
-
Ласковый в обращении.
-
Веселый, жизнерадостный.
-
Спокойный и выдержанный.
-
Хороший товарищ.
-
Строгий, когда нужно.
-
Умеет организовывать учеников и поддерживать дисциплину.
Что хотят перенять учащиеся у любимого учителя:
-
Знание предмета.
-
Культурность.
-
Хорошее обращение с окружающими.
-
Справедливость.
-
Вежливость.
-
Характер.
-
Хорошее отношение к своей работе.
-
Честность.
-
Выдержанность, самообладание.
-
Аккуратность.
Обсудите с учениками, изменилась ли роль современного учителя?
Занятие «Твои интересы»
Практическая работа «Свободное время»
Предложите ученикам ответить на вопрос «На что ты потратишь два часа свободного времени?». Нужно расположить варианты по мере возрастания (убывания) и добавить то, что не указано в списке:
-
Просмотр телевизора.
-
Игру на компьютере.
-
Чтение книги.
-
Разговор по телефону.
-
Прогулку и игры с друзьями.
Предложите ученикам объяснить варианты, поставленные на первое место. Под просмотром телевизора они могут подразумевать просмотр познавательной передачи, а под разговором по телефону — беседу с бабушкой.
Данную работу можно использовать для диагностического анкетирования в начале и в конце курса.
Встреча с духовным человеком
Представьте ученикам фрагменты произведения В. Солоухина «Письма из Русского музея»:
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?
Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. Да мало ли... Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол человек садится в отдельности.
К слову, данный текст позже может встретиться ученикам в тестах для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Обсудите с учениками посыл текста. Выделите на занятиях время для изучения героических личностей. Можно дать ученикам задание подготовить выступления с рассказами об известных исторических личностях и их подвигах.
Занятие «Сила любви»
Поиск ассоциаций
Устройте с учениками поиск лучших ассоциаций к слову «любовь» по следующей схеме:
-
Самостоятельно.
-
В парах, обмениваясь своими работами.
-
Объединившись в четверки.
-
Каждая группа предлагает 5 самых ярких ассоциаций, которые записываются на доске.
Послания «О любви»
Прочитайте ученикам отрывок из послания апостола Павла к коринфянам («О любви»).
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Разберите незнакомые детям слова.
Обратитесь к другим произведениям, повествующим о силе любви:
-
К/ф «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский)
-
Стихотворение В. Берестова
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вопросы: За что родители любят своих детей? Что дает ребенку любовь родителей?
-
Стихотворение А.С. Пушкина
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, —
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества
Вопросы: Какие чувства поэт считает главными? Почему он называет их «животворящей святыней»? Как вы понимаете смысл слова «самостоянье»? Что объединяет оба стихотворения — В. Берестова и А.С. Пушкина? Какой вывод можно сделать о силе любви, ее роли в жизни человека?
-
Сказка Л.Н. Толстого «Чем люди живы».
Сила дружбы
Говоря о силе любви, не забудьте обсудить и дружбу. История знает много примеров глубоких дружеских чувств. Разберите «Сказание о Гильгамеше» (4 000 лет назад люди также ценили дружбу, как и сейчас!). Приведите истории, связанные со знаменитой лицейской дружбой и высказывания:
-
«Прекрасен наш союз!» «Святое братство» (А.С. Пушкин о лицейских товарищах)
-
«Мой первый друг, мой друг бесценный» ( А.С. Пушкин — И.И. Пущину)
Занятие «Ты и твое имя»
Происхождение и значение имени
Обсудите с учениками следующие вопросы:
-
Как человек получает имя?
-
Откуда произошли имена и какие они несут значения?
-
Насколько люди соответствуют своим именам?
-
Имеет ли в современном обществе значение национальная принадлежность имен и в моде ли заимствование?
Праздник Крещения и Крестины
Расскажите ученикам о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан, о том, как этот праздник проходил в XVIII — начале XX вв., как он проходит в наше время.
Свои недостатки
Обсудите с учениками, какие недостатки они хотели бы преодолеть и каким образом над этим можно работать. В качество дополнительной литературы используйте произведение Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Предложите ученикам составить собственный список нравственных правил.
Занятие «Краеведение»
Проект «Звуки города»
Обратитесь к книге В.В. Лапина «Петербург. Запахи и звуки». Предложите детям прогуляться по городу и создать собственный проект «Сравнение: что слышим мы, что слышали наши предки?»
Образовательное путешествие
Организуйте городскую прогулку по следующему алгоритму:
-
Выбор темы.
-
Постановка проблемы, личностно значимой для учащихся.
-
Непосредственное взаимодействие учащихся с городскими объектами.
-
Разработка системы вопросов и заданий — общих и направленных на рассматривание объекта.
-
Коллегиальное обсуждение увиденного.
На таких занятиях у ученика формируется представление о том, как обогащать свой духовный мир за счет образования, за счет интересных увлечений и развития личностных качеств.
#ADVERTISING_INSERT#