Тема урока: Охрана природы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Окружающий мир
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Урок окружающего мира в 1л классе.
Тема урока: Охрана природы.
Цель урока: показать отрицательное воздействие человека на природу, формировать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ценность природы для жизни человека, знать правила поведения в природе, формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
1.Организационный момент.
Наблюдения за погодой:
А начнем мы наш урок с упражнения «Погода».
- Какой сегодня день недели?
- Какое число и месяц?
- Какое состояние неба?
- Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
2. Актуализация знаний
1)- Вы очень наблюдательны. Молодцы! Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы)(ветер, солнце, воздух)
- А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли. Показалась травка. Утром слышен щебет птиц, они уже начали вить гнезда и т.д.)
2)Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает. Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …(природа).
На доске появляется запись природа
3)Игра “Не ошибись!” Если слышите предметы живой природы, то хлопаете в ладоши, если неживой тишина.
(Воробей, камни, вода, звезды, береза, песок, земля, волк, дождь, Солнце, человек, облако, бабочка, звезды, медведь, сосулька, грибы)
3. Самоопределение к деятельности.
Отгадаем загадки.
-Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк) (Берём 2 букву-О)
-В красной шапочке грибок
Хочет прыгнуть в кузовок,
Но грибник брать не спешит,
Ведь красавец ядовит! (Мухомор)( берём3 букву-Х)
- На лесной опушке стоят подружки. Платьица белёные, шапочки зелёные. (Берёзы)(берём 3 букву-Р)
- По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица.(Белка)(берём 5 букву-А)
-На свинью похож, а в лесу живёт.(Кабан)( берём-6 букву-Н)
-Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее …(Лиса)(берём 4 букву отгадки-А)
-Какое слово получилось? Охрана
-Наша тема урока? Орана природы
(на доске)
- О чём будем говорить на уроке?(Как правильно вести себя на природе)
4.Работа по теме урока.
1) -Доскажите слово
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …(Лес)
-Куда сейчас направимся? ( В лес)
2)Работа в группах
-Какое значение лес имеет для человека?
Ответы учеников:
-Собираем грибы, ягоды (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи)
-Место отдыха (В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в лесу чистый воздух, очень красиво)
-Зелёная аптека (В лесу растёт очень много лекарственных растений, которыми лечатся человек и животные)
-Красота
-Лёгкие планеты (чистый воздух)
-Источник древесины (Из древесины делают различные изделия. Строят дома, изготавливают мебель, учебники, тетради, школьные принадлежности: карандаши, линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)
(Приём «Кластер»)
2.Работа по рисункам. Каждой группе по одному рисунку. Что угрожает лесу? Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Презентация (вырубает деревья, безмерно охотится, оставляет костёр непотушенный, мусор вываливает).
-При вырубке гибнут не только деревья, но и большинство лесных обитателей (птицы, звери, насекомые).Как должен поступить человек? Ему нужна древесина?
-Как помочь лесу (сажать деревья)
-Чем вреден лесу безмерная охота на животных?
Чем вреден природе вываливания мусора?
Чем вредны лесные пожары? Во время пожара погибают лесные жители.
Чем вредит человек собирая очень много лекарственной травы?
3.Составление правил поведения в лесу. Разбор ситуации. Выбор знаков
Ситуация для 1 группы
Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? Когда лучше собрать букет цветов: в начале прогулки или по пути домой?
Правило№1 Не рви в лесу цветы и травы!
Ситуация для 2 группы
Что скажешь мальчику, который разоряет муравейник?
Правило№2 Не разоряй муравейники!
(А вы знаете, самые трудолюбивые санитары леса – муравьи! За минуту приносят 20 вредных насекомых -Как относятся муравьи друг к другу?( помогают друг другу, заботятся) -Какие слова вы можете подобрать для описания муравьиной семьи? ( трудолюбивые, заботливые, любящие, внимательные, дружные) - Муравьи трудолюбивые и дружные насекомые. Они никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материал для строительства своих муравейников. Они очень маленькие, но не смотря на это муравей легко поднимает и несет на себе груз, который в сто раз больше его собственного веса. -Как же называется муравьиный дом?.)
Ситуация для 3 группы
Ты встретил ребят, которые очень громко слушают музыку. Что им посоветуешь? Почему? Правило№3Не шумите в лесу!(Ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые)
Ситуация для 4 группы
Долго ходили в лесу устали и проголодались. Вышли на поляну. Ваши действия? Правило №4 Не оставляй в лесу мусор!
Ситуация для 5 группы
Как правильно в лесу разжечь костёр? Правило №5 Не разводи в лесу костёр!
Ситуация для 1 группы
Твой товарищ увидел интересное гнездо и полез на дерево. Что ему скажешь? Правило№ 6 Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц!
Ситуация для 2 группы
Увидел детей, которые ломают ветки или пытается поцарапать своё имя на коре дерева. Что им скажешь? Правило №7 Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!
Ситуация для 3 группы.
Увидел в лесу ежонка. Он один. Тебе захотелось ему помочь. Как быть? Правило №8 Не забирай из леса домой животных!
Ситуация для 4 группы
Вам встретились грибы. Как правильно их собирать? Правило № 9 Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы, даже не съедобные! (Только под присмотром взрослых)
Ситуация для 5 группы
В лесу встретились красивые ягоды, хочется попробовать. Как быть?
Правило №10 Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения. (Они могут быть ядовитыми.)
4.Приём «Кластер»
Правила любителе природы (на доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)
ОХРАНА ПРИРОДЫ
Не рви в лесу цветы и травы!
Не разоряй муравейники!
Не шуми в лесу!
Не оставляй в лесу мусор!
Не разводи в лесу костёр!
Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц! Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы!
Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения.
Не забирай из леса домой животных!
Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!
(Каждая группа выходит и закрепляет знаки охраны природы.)
5. Физминутка электронная . Лесные зверята.
6.Работа по учебнику. Стр.52 -53 Люди зависят от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но природа зависит от людей. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать… - Ребята, как помочь природе? (закрыть завод)
- Но ведь если закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих предметов. (нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу)
- Ребята, у кого из ваших родителей есть машины?
- А как вы думаете, они загрязняют воздух?
- Так что же теперь, уничтожить все машины? (нет, сажать больше деревьев)
- А ведь книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили дерево. Что же, не нужно выпускать книги? (дети затрудняются с ответом)
- Как вы думаете, почему так произошло? (Много заводов и фабрик. В реки сливается маслянистая жидкость, из труб идёт ужасный черный дым). -Что угрожает ещё природе.(водоём, воздух, луг)
Как помочь природе? ( Сажать леса, строить очистные сооружения и установки для очистки от дыма, ограничить лов рыбы, не ловить красивых насекомых и не собирать букетов из дикорастущих растений)
Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, к своей родной природе).
7. Какие зоны отдыха в нашем городе для детей и взрослых построены?
(каскад прудов, городской парк, парк «Здоровье», городское озеро)
7. Работа в рабочих тетрадях.стр40-41
8.Итог. Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
9.Рефлексия.
-Дерево настроения
На доске у нас с вами дерево «радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите листочки соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости». ( красный-у вас не всё получилось, задания были сложные, желтый- задания чуть-чуть сложные, зелёный- у вас всё получилось и задания понравились)
Тема урока: Охрана природы.
Цель урока: показать отрицательное воздействие человека на природу, формировать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ценность природы для жизни человека, знать правила поведения в природе, формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
1.Организационный момент.
Наблюдения за погодой:
А начнем мы наш урок с упражнения «Погода».
- Какой сегодня день недели?
- Какое число и месяц?
- Какое состояние неба?
- Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
2. Актуализация знаний
1)- Вы очень наблюдательны. Молодцы! Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы)(ветер, солнце, воздух)
- А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли. Показалась травка. Утром слышен щебет птиц, они уже начали вить гнезда и т.д.)
2)Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает. Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …(природа).
На доске появляется запись природа
3)Игра “Не ошибись!” Если слышите предметы живой природы, то хлопаете в ладоши, если неживой тишина.
(Воробей, камни, вода, звезды, береза, песок, земля, волк, дождь, Солнце, человек, облако, бабочка, звезды, медведь, сосулька, грибы)
3. Самоопределение к деятельности.
Отгадаем загадки.
-Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк) (Берём 2 букву-О)
-В красной шапочке грибок
Хочет прыгнуть в кузовок,
Но грибник брать не спешит,
Ведь красавец ядовит! (Мухомор)( берём3 букву-Х)
- На лесной опушке стоят подружки. Платьица белёные, шапочки зелёные. (Берёзы)(берём 3 букву-Р)
- По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица.(Белка)(берём 5 букву-А)
-На свинью похож, а в лесу живёт.(Кабан)( берём-6 букву-Н)
-Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее …(Лиса)(берём 4 букву отгадки-А)
-Какое слово получилось? Охрана
-Наша тема урока? Орана природы
(на доске)
- О чём будем говорить на уроке?(Как правильно вести себя на природе)
4.Работа по теме урока.
1) -Доскажите слово
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …(Лес)
-Куда сейчас направимся? ( В лес)
2)Работа в группах
-Какое значение лес имеет для человека?
Ответы учеников:
-Собираем грибы, ягоды (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи)
-Место отдыха (В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в лесу чистый воздух, очень красиво)
-Зелёная аптека (В лесу растёт очень много лекарственных растений, которыми лечатся человек и животные)
-Красота
-Лёгкие планеты (чистый воздух)
-Источник древесины (Из древесины делают различные изделия. Строят дома, изготавливают мебель, учебники, тетради, школьные принадлежности: карандаши, линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)
(Приём «Кластер»)
2.Работа по рисункам. Каждой группе по одному рисунку. Что угрожает лесу? Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Презентация (вырубает деревья, безмерно охотится, оставляет костёр непотушенный, мусор вываливает).
-При вырубке гибнут не только деревья, но и большинство лесных обитателей (птицы, звери, насекомые).Как должен поступить человек? Ему нужна древесина?
-Как помочь лесу (сажать деревья)
-Чем вреден лесу безмерная охота на животных?
Чем вреден природе вываливания мусора?
Чем вредны лесные пожары? Во время пожара погибают лесные жители.
Чем вредит человек собирая очень много лекарственной травы?
3.Составление правил поведения в лесу. Разбор ситуации. Выбор знаков
Ситуация для 1 группы
Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? Когда лучше собрать букет цветов: в начале прогулки или по пути домой?
Правило№1 Не рви в лесу цветы и травы!
Ситуация для 2 группы
Что скажешь мальчику, который разоряет муравейник?
Правило№2 Не разоряй муравейники!
(А вы знаете, самые трудолюбивые санитары леса – муравьи! За минуту приносят 20 вредных насекомых -Как относятся муравьи друг к другу?( помогают друг другу, заботятся) -Какие слова вы можете подобрать для описания муравьиной семьи? ( трудолюбивые, заботливые, любящие, внимательные, дружные) - Муравьи трудолюбивые и дружные насекомые. Они никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материал для строительства своих муравейников. Они очень маленькие, но не смотря на это муравей легко поднимает и несет на себе груз, который в сто раз больше его собственного веса. -Как же называется муравьиный дом?.)
Ситуация для 3 группы
Ты встретил ребят, которые очень громко слушают музыку. Что им посоветуешь? Почему? Правило№3Не шумите в лесу!(Ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые)
Ситуация для 4 группы
Долго ходили в лесу устали и проголодались. Вышли на поляну. Ваши действия? Правило №4 Не оставляй в лесу мусор!
Ситуация для 5 группы
Как правильно в лесу разжечь костёр? Правило №5 Не разводи в лесу костёр!
Ситуация для 1 группы
Твой товарищ увидел интересное гнездо и полез на дерево. Что ему скажешь? Правило№ 6 Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц!
Ситуация для 2 группы
Увидел детей, которые ломают ветки или пытается поцарапать своё имя на коре дерева. Что им скажешь? Правило №7 Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!
Ситуация для 3 группы.
Увидел в лесу ежонка. Он один. Тебе захотелось ему помочь. Как быть? Правило №8 Не забирай из леса домой животных!
Ситуация для 4 группы
Вам встретились грибы. Как правильно их собирать? Правило № 9 Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы, даже не съедобные! (Только под присмотром взрослых)
Ситуация для 5 группы
В лесу встретились красивые ягоды, хочется попробовать. Как быть?
Правило №10 Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения. (Они могут быть ядовитыми.)
4.Приём «Кластер»
Правила любителе природы (на доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)
ОХРАНА ПРИРОДЫ
Не рви в лесу цветы и травы!
Не разоряй муравейники!
Не шуми в лесу!
Не оставляй в лесу мусор!
Не разводи в лесу костёр!
Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц! Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы!
Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения.
Не забирай из леса домой животных!
Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!
(Каждая группа выходит и закрепляет знаки охраны природы.)
5. Физминутка электронная . Лесные зверята.
6.Работа по учебнику. Стр.52 -53 Люди зависят от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но природа зависит от людей. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать… - Ребята, как помочь природе? (закрыть завод)
- Но ведь если закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих предметов. (нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу)
- Ребята, у кого из ваших родителей есть машины?
- А как вы думаете, они загрязняют воздух?
- Так что же теперь, уничтожить все машины? (нет, сажать больше деревьев)
- А ведь книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили дерево. Что же, не нужно выпускать книги? (дети затрудняются с ответом)
- Как вы думаете, почему так произошло? (Много заводов и фабрик. В реки сливается маслянистая жидкость, из труб идёт ужасный черный дым). -Что угрожает ещё природе.(водоём, воздух, луг)
Как помочь природе? ( Сажать леса, строить очистные сооружения и установки для очистки от дыма, ограничить лов рыбы, не ловить красивых насекомых и не собирать букетов из дикорастущих растений)
Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, к своей родной природе).
7. Какие зоны отдыха в нашем городе для детей и взрослых построены?
(каскад прудов, городской парк, парк «Здоровье», городское озеро)
7. Работа в рабочих тетрадях.стр40-41
8.Итог. Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
9.Рефлексия.
-Дерево настроения
На доске у нас с вами дерево «радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите листочки соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости». ( красный-у вас не всё получилось, задания были сложные, желтый- задания чуть-чуть сложные, зелёный- у вас всё получилось и задания понравились)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.