Тема «Стихи о природе». Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Обогатить представления о понятиях: стихотворная строка (стих) строфа (двустишие, трёхстишие, четверостишие и т.д.), рифма, ритм стиха;
учить различать темп и тон стиха, указывать паузы, выделять логические ударения;
учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли лирического героя);
отрабатывать навык выразительного чтения (ставить перед собой задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчёркивать голосом эпитет, сравнения, олицетворения) и умение оценить своё чтение.
Виды деятельности
Различать стихотворные строки и строфы, выделять логические ударения в строке, указывать паузы в строфе
находить слова, выражающие чувства и мысли поэта
самостоятельно готовить текст стихотворения для выразительного чтения
выразительно читать выученные наизусть стихотворения.
Ключевые понятия
- стихотворение, Ф. И. Тютчев, строфа, рифма
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа со схемой | Ребята, с каким разделом мы начинаем работать в нашем учебнике? (Стихи русских поэтов.) Заполните схему. |
2 | 2. Игра «Вспомни и назови» | А теперь вспомним произведения поэтов, которые читали в 1-ом и 2-ом классах. Учитель читает отрывки из стихотворений русских поэтов (См. хрестоматию «Литературное чтение. 1 класс», учебник и хрестоматию «Литературное чтение. 2 класс»), а ученики вспоминают фамилию автора, заголовок, читают наизусть отрывки. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа со словарём-справочником | Найдите рубрику «Обрати внимание». Прочитай вводную статью. Самостоятельное чтение вводной статьи. Что нового узнали? Что такое строфа? Какие бывают строфы? Работа со словарём-справочником «Книгочей». |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Работа со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Послушайте (чтение стихотворения учителем). Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Объясните. Почему герой стихотворения (лирический герой) называет осень дивной? Какие слова передают его удивление и восхищение? Перечитайте. Какие картины появляются перед вами? Перечитывание стихотворение по строфам. Работа с иллюстрациями. В этом стихотворении автор как бы соединил три времени. Прошедшее — это воспоминание об уходящем лете. Будущее — это мысли поэта о «зимних бурях». И настоящее — это «первоначальная осень», которая радует Тютчева своей мимолётной красотой. Поэтому он гонит от себя все грустные мысли и просто наслаждается этой «дивной порой», ведь она так коротка! |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | Перечитайте первую строфу. Постарайтесь увидеть «хрустальный» день, «лучезарные» вечера. «Хрустальный» день – это эпитет. Прочитайте вторую строфу. Найдите олицетворение, эпитет (бодрый серп гулял, паутины тонкий волос, праздная борозда). Словарная работа: Борозда – углубление между грядами, след от плуга. Прочитайте третью строфу. Какие слова использует поэт, описывая небо? (Льётся чистая и тёплая лазурь.) Эпитет? (Отдыхающее поле.) Как меняется интонация при чтении? Как меняется рифма? Подготовьте выразительное чтение. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Послушайте еще одно стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева. Чтение стихотворения наизусть учителем. Какую картину рисует поэт в этом стихотворении? Расскажите. Какие слова передают чувства героя стихотворения (лирического героя)? Как он говорит о лесе? Работа с иллюстрациями. |
7 | 7. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | Сколько строф в стихотворении? (Три.) Сколько строк в строфе? Как называется такая строфа? (Пятистишие.) Найдите олицетворения. Прочитайте. Найдите эпитеты. Выразительное чтение. |
8 | 8. Обобщение изученного: сравнение стихотворений | Сравните стихотворения поэта. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Сделаем вывод, рубрика «Обрати внимание». Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) – русский поэт. В своих стихах открывал таинственную жизнь природы, её душу и язык. Домашнее задание: -выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева; -иллюстрация к стихотворению; -выучить одно из стихотворений Ф. И. Тютчева наизусть (по желанию). |