Тема «Стихи о природе». А. Н. Майков «Осень»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Обогатить представления о понятиях: стихотворная строка (стих), строфа (двустишие, трёхстишие, четверостишие и т.д.), рифма, ритм стиха;
учить различать темп и тон стиха, указывать паузы, выделять логические ударения;
учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли лирического героя);
отрабатывать навык выразительного чтения (ставить перед собой задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчёркивать голосом эпитет, сравнения, олицетворения) и умение оценить своё чтение.
Виды деятельности
Различать стихотворные строки и строфы, выделять логические ударения в строке, указывать паузы в строфе
находить слова, выражающие чувства и мысли поэта
самостоятельно готовить текст стихотворения для выразительного чтения
выразительно читать выученные наизусть стихотворения.
Ключевые понятия
- Стихотворение, А. Н. Майков
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: выставка книг | Рассмотрите выставку книг. (Учитель подбирает 4-5 книги со стихотворениями о природе русских поэтов.) Сравните их. Какие произведения нам знакомы? О чём они? У замечательного русского поэта Ф. Н. Тютчева есть строки, которые отражают его восприятие родной природы. Послушайте: "Не то, что мните вы, природа: // Не слепок, не бездушный лик... // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык..." Ф. И. Тютчев. |
2 | 2. Выявление читательского опыта | А какие стихотворения подготовили вы? Расскажите. Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева (работа в группах). Самопроверка заданий в тетради по образцу. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Это стихотворение Аполлона Николаевича Майкова. Послушайте. Выразительное чтение стихотворения «Осень» А. Н. Майкова. Выполним модель обложки. Какова тема произведения? (О природе.) Какие картины возникли у вас при слушании стихотворения? Устное рисование (пейзаж, осенний лес). Какие чувства передаёт лирический герой стихотворения? Изменяется ли его настроение? Почему? Объясните. Какие слова являются признаками осени? Прочитайте. Какое отношение автора к осени? Какие строки это показывают? Прочитайте. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | Сколько строф в стихотворении А. Майкова? (Девять.) Что такое строфа? Работа со словарём-справочником «Книгочей». Какие языковые средства помогают поэту создавать яркие образы? (Эпитет, олицетворение, сравнение.) Работа с «Книгочеем» (повторение литературоведческих терминов). Найдите рифмующиеся строки. Какой вид рифмы использовал поэт? (Перекрёстная.) Перечитывание стихотворения с целью поиска эпитетов, олицетворения. Какие строки вызывают у вас радость, а какие грусть? Выразительное чтение стихотворения. |
5 | 5. Обобщение изученного: сравнение стихотворений | Сравним стихотворения Ф. И. Тютчева и А. Н. Майкова, заполним таблицу. |
6 | 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | С творчеством какого автора мы сегодня познакомились? (Аполлона Николаевича Майкова.) Прочитайте рубрику «Обрати внимание». Каких ещё русских поэтов, которые создали стихотворения о русской природе, вы можете назвать? А завершить наш урок я хотела бы словами Константина Паустовского: «Любоваться природой – есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». Ваше домашнее задание: написать отзыв о том стихотворении, которое понравилось, и сделать рисунок. |