Тема «Стихи А. А. Фета». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Обогатить представления о понятиях: стихотворная строка (стих), строфа (двустишие, трёхстишие, четверостишие и т. д.), рифма, ритм стиха;
учить различать темп и тон стиха, указывать паузы, выделять логические ударения;
учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли лирического героя);
отрабатывать навык выразительного чтения (ставить перед собой задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчёркивать голосом эпитет, сравнения, олицетворения) и умение оценить своё чтение.
Виды деятельности
Различать стихотворные строки и строфы, выделять логические ударения в строке, указывать паузы в строфе
находить слова, выражающие чувства и мысли поэта
самостоятельно готовить текст стихотворения для выразительного чтения
сравнивать стихотворения
выразительно читать выученные наизусть стихотворения.
Ключевые понятия
- стихотворение, А. А. Фет
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: Литературный диктант | Ребята, прочитайте цитату Михаила Васильевича Ломоносова, великого русского учёного и писателя. «Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги». Как вы её понимаете? Объясните. С каким разделом мы продолжаем работать? (Стихи русских поэтов.) Давайте вспомним поэтов, которые в своих произведениях открывали таинственную жизнь природы. Для этого напишем литературный диктант. Проверка. Назовите произведения Тютчева, Никитина, Пушкина, Майкова. Ответы учащихся, зачитывание наизусть строк из произведений авторов, а также отзывов с представлением рисунков, из которых организуется выставка. |
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | Сегодня нас ждёт еще одна встреча с замечательным русским поэтом-лириком. Его книгу я сегодня принесла на урок. Рассмотрите её. Что помогает определить её содержание? Найдите и прочитайте фамилию автора. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Найдите в учебнике, с какими стихотворениями Афанасия Афанасьевича мы познакомимся. Слушание стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка…». От чьего имени оно написано (кто является героем)? Девятое задание в рабочей тетради №1.) Что вызвало удивление и восхищение ребёнка – героя стихотворения? Прочитайте. Какие картины представили вы? Расскажите. Рассмотрите картину известного художника Юона «Волшебница-зима». Совпадает ли она с образами, которые представили вы? Докажите. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта работа: с текстом произведения | Сколько строф в стихотворении? (Три.) Сколько строк в строфе? (Шесть). Как называется такая строфа? (Шестистишие.) Назовите рифмы (1-я и 2-я строки – парные, затем опоясывающие 3-я и 6-я, 4-я и 5-я). (Задание в рабочей тетради.) Найдите, с чем сравнивается снег? Прочитайте строки. (Свежей, белой. Пухлой ватой.) Как называется этот художественный приём? Подумайте, как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение героя? Учитель ещё раз предлагает рассмотреть картину Юона. Подготовьте выразительное чтение. Повторение алгоритма при подготовке выразительного чтения. |
5 | 5. Обогащение читательского опытаработа с новым произведением | Самостоятельное чтение стихотворения «Кот поёт...». Какую картину вы представили, когда прочитали стихотворение? Расскажите. Какие слова говорят о покое в доме? Прочитайте. А какие – о состоянии природы? Прочитайте. Какое противопоставление картин появляется? Объясните. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | Обратите внимание на строфы и рифмы: как называются такие строфы, как рифмуются строки? |
7 | 7. Обогащение читательского опыта: сравнение текстов стихотворений | Таблица: -Заглавие -Тема -Строфа -Художественные приёмы (сравнения, эпитеты, олицетворения) |
8 | 8. Обобщение изученного: тест | Работа с рубрикой «Обрати внимание». Слово учителя о писателе. Теперь вспомним произведения и других поэтов. Проверочная работа. Самопроверка. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Закончить сегодня наш урок мне бы хотелось словами замечательного поэта Николая Заболоцкого. В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий Давайте и мы постараемся сохранить для себя очарование русской природы. Найдите книги русских поэтов и выучите наизусть понравившееся стихотворение (к книге А. Фета добавляются 2–3 книги русских поэтов). |