Тема: Сочетание звуков [й’э], [й’о]. Буквы Е, е и Ё, ё
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить учащихся с буквами Е, е, Ё, ё, обозначающими на письме сочетания [й’э], [й’о].
Виды деятельности
Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е, ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображённых предметов. Объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой. Озаглавливать текст, задавать к предметам вопросы кто? что?
Ключевые понятия
- Звук, буква, звуковая схема, рыба–ёж, многозначные слова.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Слышите — звенит звонок. Начинает он урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. Посмотрите на буквы. Назовите их. На какие две группы можно их разделить? (Буквы гласных звуков, буквы согласных звуков.) Распределите буквы в два столбика, по звуку, который они обозначают. А, О, У, Э, И, Ы Б, Р, К, Л, Ф, Д |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Отгадайте загадки. Ветер дует, свирепеет — Разыгралась вдруг метель! А под снегом зеленеет, Не боясь морозов, ... (ель). Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель…(ёжик). С какими буквами мы сегодня познакомимся? Обратите внимание на их написание. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Посмотрите на доску. Какой сказочный герой сегодня нас посетил? Кто знает, кто он и из какой сказки? Знаете ли вы автора сказки? (Емеля, русская народная сказка «По щучьему веленью».) Прочитайте столбики слов. Определите первый звук в каждом слове. ([й’].) Первый звук во всех словах одинаковый, а буквы? (Разные — е, ё.) |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Попробуем сделать звуковую схему слова ёжик. Какой первый звук? ([й’].) Как его обозначим в схеме? (Зелёный квадратик, он мягкий.) Второй звук? ([о].) Третий? ( [ж].) Четвёртый? ([ы].) Пятый? ([к].) Посчитайте количество звуков. (Пять.) А количество букв? (Четыре.) Первые два звука [й’о] на письме обозначаются одной буквой Ё. |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Сделаем звуковой разбор слова ели. (Разбор делается аналогично.) Первые два звука [й’э] на письме обозначаются одной буквой Э. |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Прочитайте текст. Подумайте, почему разных животных назвали одинаково. (Есть иголки.) Знаете ли вы, чем опасна рыба–ёж? В случае опасности рыба–ёж раздувает своё тело, усеянное многочисленными шипами. Шипы напоминают иголки и содержат смертельно опасное вещество. Физкультминутка |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Назовите изображённые предметы. Какие из них отвечают на вопрос кто? (Ёршики —рыбы, ёжики — животные.) Какие предметы отвечают на вопрос что? (Ёршик — щётка, ёжики — мясные шарики с рисом.) Почему предметы имеют одинаковые названия? (Есть внешнее сходство.) Объясните значения слова «съёжился». (Свернулся в комочек.) Объясните значение слова «ершистый». (Колючий, неприступный.) |
8 | 8. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 36. |
9 | 9. Первичное закрепление | Послушайте загадку и отгадайте её. Немытое в рот Ни за что не возьмёт. И ты будь таким, Как чистюля… (енот). Посмотрите на запись слова. Сколько букв? (4.) Как вы думаете, звуков будет столько же? (Нет. Буква е обозначает два звука.) Сделайте звуковой разбор этого слова. |
10 | 10. Первичное закрепление | Прочитайте пословицу. Ешь — не кроши, съел — не проси. Сколько букв е в пословице? (4.) Как вы понимаете её значение? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие звуки обозначают буквы Е, Ё? |