Тема «Произведения А. С. Пушкина». А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагон...», «Зимний вечер»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с понятиями: олицетворение, восьмистишие;
осваивать на практике понятия: эпитет, олицетворение;
учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение).
Виды деятельности
Воспринимать на слух стихотворное произведение, объяснять картины и образы
ставить задачу для выразительного чтения, выбирать нужный тон, темп чтения, указывать паузы и выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке
находить эпитеты, олицетворения и употреблять их в речи.
Ключевые понятия
- стихотворение, А. С. Пушкин, «Зимний вечер»
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: творческая работа | Сегодня начать наш урок мне хотелось бы словами: «... у каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца» (А. Т. Твардовский). Дома вы подготовили свои творческие работы. Представьте их. Творческая работа, отзыв-рассуждение: «Моя первая встреча со сказками А. С. Пушкина» или «Почему имя А. С. Пушкина не забудется?». |
2 | 2. Литературный диктант | Запишем строки К. Г. Паустовского о сказках А. С. Пушкина. Учитель самостоятельно выбирает объём для записи под диктовку. Литературный диктант. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым, народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь. Самопроверка и оценка. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Рассмотрите фотографии. В какой усадьбе жила Арина Родионовна, няня поэта? (В Михайловском.) «В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина». (К. Г. Паустовский.) Трудно найти человека, который не знал и не любил бы замечательные сказки великого поэта. И поэтому давайте, ребята, совершим путешествие во времени…Попробуем мысленно перенестись в то время, когда жил А. С. Пушкин. Находясь в усадьбе, Пушкин гулял по парку. Перед ним открывалась широкая картина: голубая лента реки, могучие ели, дубы и берёзы, одетые в золото. Но вот спустился вечер... В трубе загудел ветер... В печке весело трещит огонёк, в комнате уютно и тепло... А за окном воет холодный ветер, звёзд не видно... На утро... в комнату вливался ясный свет. Выглянув в окно, поэт увидел, что всё белым-бело, нарядно, празднично... Ветки деревьев укрыты снегом. Зима по-новому украсила природу! И родились строки! Чтение отрывка из романа учителем наизусть. Это отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин», большая часть которого была написана в другом поместье Пушкина, в Болдино. Какую картину вы представили, услышав этот отрывок? Расскажите. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | Как поэт говорит о зиме? (Идёт, пришла.) Кто ей помогал? (Север, он нагнал туч, «дохнул, завыл».) Почему поэт называет зиму волшебницей? Какие слова говорят о том, что поэт относится к зиме как к живому существу? Художественный приём, когда о неживом говорят, как о человеке, живом существе, называется олицетворением. Работа со словарём-справочником «Книгочей». Найдите олицетворения. А с чем поэт сравнивает снежное поле? Как обрисована река? (Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою.) Перечитайте последние строки. Какие слова выбрал поэт, чтобы показать солнечный зимний день? Подготовьте выразительное чтение. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Послушайте ещё одно произведение Александра Сергеевича «Зимний вечер». Слушание стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер». Выразительное чтение учителем. Как поэт обращается к своей няне? О чём он её просит? Как называет? Вот как идею взаимоотношений представил скульптор Олег Комов: «Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту “подругой дней его суровых”». Рубрика «Обрати внимание». Арина Родионовна Яковлева – няня А. С. Пушкина. Она рассказывала сказки и пела народные песни, всегда была с Пушкиным рядом в детстве, и в трудное для него время. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | Прочитайте стихотворение. Как поэт описывает зимний вечер? С кем сравнивает бурю? Перечитайте первую строфу. Найдите сравнение. Выделите олицетворение. Первая строфа содержит 8 строк. Такая строфа называется восьмистишием. |
7 | 7. Обобщение изученного: работа с моделями | Рассмотрите модель обложки. К какому стихотворению подходит эта модель? О чём эти стихотворения? Чем различаются? |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Выучить наизусть по желанию стихотворение «Зимний вечер» или «Вот север, тучи нагоняя...». |