Тема «Былины». Былины «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «былина» и выделять особенности былины (напевность, повторы, устойчивые эпитеты);
дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
учить художественному рассказыванию и пересказу по плану.
Виды деятельности
Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков), пользуясь памяткой 6.
Ключевые понятия
- фольклор, былина
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: проверка домашней работы | Ребята давайте вспомним самую известную картину. Кто её автор? Как она называется? Кто на ней изображён? Назовите. Кто изображён в центре? (Илья Муромец.) Опишите его (он старший, могучий, опытный, мудрый). Вспомните былины об Илье Муромце. Расскажите. (Пересказ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».) Как звали коня Ильи Муромца? Кто изображён по левую сторону от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Опишите его (отважный, сильный, грозный). Назовите былины о Добрыне Никитиче. Пересказ былины «Добрыня и Змея». Кто изображён по левую руку от Ильи Муромца? (Алёша Попович.) |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Опишите Алёшу Поповича (сообразительный, юный, ловкий, задорный, находчивый, смекалистый). Назовите былины об Алёше Поповиче. (Если ученики читали былины об этом герое, то они их называют.) Сегодня мы познакомимся с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич». Найдите её в учебнике. Послушайте её. (Чтение былины учителем.) Ученики следят по учебнику. Выполним модель обложки к этому произведению. Определите жанр. (Былина.) Докажите, что это былина? Есть ли в ней героические подвиги? Какие? Почитайте заголовок. Есть ли автор? Объясните. Какова тема произведения? Объясните. (Былины, где изображены воины-богатыри, сражающиеся с врагами за Русь, – тема о Родине.) Словарная работа. |
3 | 3. Работа с текстом произведения | Как начинается и как заканчивается былина? Прочитайте. Почему поссорились на пиру у князя богатыри со Змеёвичем? Прочитайте. Кто наделён фантастической силой? Как называется такой приём преувеличения? (Гипербола.) Рубрика «Обрати внимание». Как обращался князь к богатырям? Прочитайте. Выполнение заданий в рабочей тетради. Тест. Проверка работ. При проверке заданий учащимся необходимо зачитывать отрывки из былин. |
4 | 4. Работа с таблицей | Сравним былины, с которыми мы познакомились. Работа с таблицей |
5 | 5. Работа с таблицей | Сравните былины. Что общего? Чем различаются? Обратите внимание, что в былинах встречается имя одного князя, Владимира. Исследователи делят былины на два цикла: киевский и новгородский. Приведите примеры киевского цикла. (Былины про Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.) К былинам новгородского цикла относят такие известные былины, как «Садко» и «Василий Буслаев». В какой форме мы прочитали былины? (Стихотворная и прозаическая, в пересказе.) Певцы былин подчёркивали, что рассказываемое ими действительно было. Часто они заключали былину словами: «То старина, то деяние». Как называли таких певцов? Былинный стих имеет особый строй, ритм. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона сочеталась с живыми разговорными интонациями. Певцы сопровождали своё пение игрой на гуслях. |
6 | 6. Обобщение изученного: работа с картиной | Давайте ещё раз рассмотрим картину В. Васнецова «Богатыри». Что мы можем добавить к характеристике героев? Расскажите. Богатыри – герои-защитники. Рассмотрите оружие героев. |
7 | 7. Работа с пословицами | Вывод: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, несмотря на то что они такие разные, составляют как бы единое целое. На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря. Интерактивное задание. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Прочитать былину «Вольга и Микула». |