Тема «Былины». Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «былина» и выделять особенности былины (напевность, повторы, устойчивые эпитеты);
дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
учить художественному рассказыванию и пересказу по плану;
формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением.
Виды деятельности
Правильно называть былины и выделять их особенности
сравнивать героев положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины или отдельные эпизоды
читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес).
Ключевые понятия
- фольклор, былина, гипербола
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | Ребята, рассмотрите выставку книг (учитель готовит 4 – 5 книг с былинами). Назовите книги, которые вы увидели. Что их объединяет? Что такое былина? Работа со словарём-справочником «Книгочей». Вспомните и назовите русских богатырей. Рассмотрите репродукцию картины. Кто из богатырей на ней изображен? Назовите былину, к которой подходят эти картины. Найдите и прочитайте эпизод, который на ней изображён. Расскажите о Добрыне Никитиче. |
2 | 2. Работа с текстом произведения | Какие наказы давала матушка Добрыне? Найдите и прочитайте. |
3 | 3. Работа с новым произведением | Молодцы! Ребята, но дома вы познакомились с ещё одной былиной. Выполним её модель. Найдите и прочитайте заголовок произведения. Почему не указан автор произведения? (Былина – это жанр устного народного творчества, автор – народ.) Докажите, что это произведение – былина. |
4 | 4. Работа с кроссвордом | Есть ли в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» героические подвиги? Какие? Кто их совершает? Как рассказывается об этом в произведении? Вспомните былину и отгадайте кроссворд. |
5 | 5. Выполнение заданий в рабочей тетради | Обратите внимание на имена героев былины. Запишите. (Задание № 2 в рабочей тетради.) Какой вред причинял русским людям Соловей-разбойник? Прочитайте. В чём была сила Соловья-разбойника? (Задание 4 в рабочей тетради.) Почему он не выполнил просьбы Ильи Муромца? Как описана встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником? Прочитайте. Посмотрите видеофрагмент. |
6 | 6. Работа с текстом произведения | Какие слова говорят о богатырской силе Ильи Муромца? Прочитайте. Выполнение задания № 3 в рабочей тетради. Рубрика «Обрати внимание». Гипербола. Почему народ воспевает подвиги Ильи Муромца? Подтвердите ответ словами из текста. Каким вы представляете Илью Муромца? Расскажите. Составление словесного портрета богатыря. (Много подвигов во славу Руси совершил богатырь Илья Муромец. Он был рассудительным, спокойным, мудрым и справедливым. Илья понимал, что его призвание – служить Отечеству.) |
7 | 7. Обобщение изученного: составление плана | Перечитывание былины, составление плана. Битва с Соловьём-разбойником-Илья Муромец на подворье Соловья-разбойника-Илья Муромец и Соловей-разбойник в Киеве |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Подготовить пересказ одной из былин «Добрыня и Змея» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (по выбору) памятка 4. |