Тема «Басни». Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А. Измайлов «Филин и чиж»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Закреплять литературоведческие понятия: басня, мораль, олицетворение;
раскрывать единство формы и содержания басни;
учить сравнивать басни Эзопа, А. Е. Измайлова, И. А. Крылова;
развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.
Виды деятельности
Правильно называть басни из круга детского чтения
сравнивать героев басен
работать с таблицей
выделять особенности басен (Эзопа, И. А. Крылова, А. Е. Измайлова)
сравнивать басни с «бродячими сюжетами»
выразительно читать басни наизусть
работать с книгами басен, объединять по группам.
Ключевые понятия
- басня, Эзоп, А. Е. Измайлов, И. А. Крылов
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | Ребята, вспомните, в каком разделе мы с вами работаем. Давайте вспомним басни и их авторов, для этого проведём игру «Вспомни и назови». |
2 | 2. Работа с выставкой книг | Теперь представьте книги, которые вы принесли сегодня на урок. Представление учащимися своих книг: название книги; книга-произведение или книга-сборник; фамилия художника; имена героев; выражение своего отношения к героям. Выставку книг учитель оформляет так, чтобы одинаковые книги (одного автора, с одним и тем же заглавием и годом издания) стояли рядом. Аннотируются только варианты книг, аннотации дополняются, но следует исключать повторы. Сообщение о баснописцах. |
3 | 3. Литературный диктант | Проведение литературного диктанта: Иван Андреевич Крылов, Эзоп, басня, мораль, олицетворение, баснописец. Самопроверка. Учитель может выборочно поставить отметки: «5» – «У меня нет ошибок». «4» – «У меня 1 ошибка». «3» – «У меня 2 ошибки». «2» – «У меня более 2 ошибок». |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: моделирование | Молодцы! А теперь познакомимся с новым произведением. Слушание басни А. Е. Измайлова «Филин и чиж». (Текст дан в «Учебной хрестоматии. 3 класс. Авт.-сост. Л. А. Ефросинина.) Какое произведение вы услышали? Покажите. Кто автор этой басни? Запишите. Как озаглавлена басня? Запишите. Писатель Александр Ефимович Измайлов жил в одно время с И. А. Крыловым. Басни Измайлова любил читать А. С. Пушкин. Моделирование обложки. |
5 | 5. Работа с текстом произведения | Словарная работа: -Изряден – хорош. -Беспристрастно – справедливо. Назовите героев басен. Сформулируйте и запишите мораль. Чтение по ролям. |
6 | 6. Работа с новым произведением | Самостоятельное работа. Дифференцированная работа: 1-я группа: чтение басни Эзопа «Голубь, который хотел пить». Моделирование обложки. Найти и выписать мораль басни. 2-я группа: чтение басни Эзопа «Бесхвостая Лисица». Моделирование обложки. Найти и выписать мораль басни. Проверка работ. |
7 | 7. Работа с таблицей | Какие животные являются героями басен? Назовите. Вспомните басни, с которыми мы познакомились. Определите положительных и отрицательных героев. |
8 | 8. Обобщение изученного: тест | Обобщение по теме «Басни» |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Задание в группах: инсценировка басни. |