Телекоммуникационный проект как средство повышения познавательного интереса в процессе обучения химии
Аннотация: В статье рассматривается опыт организации и проведения телекоммуникационного проекта в целях повышения познавательного интереса у учащихся к предмету «химия». Учебный телекоммуникационный проект удачно сочетает творческую и познавательную деятельность учащихся.
Abstract: In the article we discern the experience of organization and realization of telecommunication project. The aim of project is to rise pupil’s interests in the subject of Chemistry. Educational telecommunication project combines creative and cognitive ability of pupils.
Ключевые слова: познавательный интерес, телекоммуникационный проект, внеклассная деятельность учащихся по химии.
Key words: cognintive interest, telecommunication type of project, out-off class work in Chemistry.
Особое значение в жизни человека имеет познавательный интерес как вдохновляющее и стимулирующее начало его познавательной и творческой активности. Доказано, что становление познавательного интереса у детей происходит на основе самостоятельной и творческой деятельности, которая реализуется только в ходе технологического подхода к образованию [1,2,3,4].
Из существующих на сегодняшний день педагогических технологий наиболее приемлемым и эффективным средством в этом отношении является метод проектов, в частности, исследователи выделяют учебный телекоммуникационный проект – разновидность проектной деятельности учащихся с использованием возможностей компьютерной телекоммуникации [5,6,7].
На сегодня отечественные и зарубежные школы имеют почти 30-летний опыт проведения учебных телекоммуникационных проектов разного уровня, разной направленности и тематики, и многие из них уже стали традиционными. В сущности, телекоммуникационные проекты – это Интернет-ресурсы, интегрирующие компьютерные технологии и другие области знаний. Сейчас в любой школе у педагогов есть условия для организации проектной деятельности учащихся в сети Интернет не только как средства реализации педагогической идеи, но и в целях повышения интереса к конкретному учебному предмету. В этом отношении телекоммуникационные проекты имеют ряд преимуществ, связанных с их дидактическими возможностями, которые позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс и познавательную деятельность учащихся. Они характеризуются полной технологичностью организации учебного процесса и управления им, возможностью работы в реальном или автономном режимах, социальностью и интерактивностью учебного процесса, межпредметностью (интеграцией компьютерных технологий и других областей знания), неограниченными возможностями расширения «географии» проектной деятельности учащихся и т.д. [6,7].
Так, на основе существующего педагогического опыта [6,8,9,10], была разработана методика организации телекоммуникационного проекта и весной 2013 г. на базе МБОУ «Крестяхская СОШ им И.Г. Спиридонова» Сунтарского улуса РС (Я) создан и реализован учебный телекоммуникационный проект «Химия и полезные ископаемые моей малой родины» и помещен в сети.
Тема проекта выбрана в соответствии с горнопромышленным направлением школы. Проект проводился в форме внеклассной деятельности учащихся 9-го класса в рамках учебной программы по химии и к весне, к старту проекта, учащиеся практически освоили основную образовательную программу по химии базового уровня.
Цель телекоммуникационного проекта – повышение познавательного интереса у учащихся к предмету химии через организацию телекоммуникационного проекта.
В проекте участвовали учащиеся 9-х классов общеобразовательных школ Сунтарского улуса. Участие в проекте было командное (от 2 до 6 человек).
Порядок участия, информация о проекте, положения об этапах проекта были размещены на сайте проекта.
Проект состоял из следующих этапов:
1. Подготовительный этап: регистрация участников.
2. I тур «Химия элементов и полезные ископаемые моей родины». Здесь команды школ выполнили 3 типа заданий:
1) Составление подробного плана характеристики химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и его соединений и характеристика химических элементов по составленному плану. Работы оформлялись в виде электронного текстового документа.
2) расчетная задача: решение и оформление задачи проводилось в программе Excel.
3) творческое задание «Полезные ископаемые моей малой родины» в виде компьютерной презентации.
Все работы высылались координатору проекта.
3. II тур «Химическая олимпиада» (онлайн тестирование в форме ГИА). Для составления заданий была использована спецификация КИМ для проведения в 2013 году ГИА по химии обучающихся 9-го класса.
4. Подведение итогов.
В соответствии с методикой организации педагогического эксперимента была разработана рабочая программа и составлен учебно-тематический план телекоммуникационного проекта.
Работа над проектом потребовало немало усилий и у организаторов, и у участников проекта, но в результате получены проектные продукты в виде электронных учебных пособий по курсу химии 9-го класса, которые могут быть использованы учителем на уроках химии, а также учащимися для подготовки к экзаменам.
Все участники получили виртуальные сертификаты об участии в телекоммуникационном проекте. Командам победителей и призеров, а также их руководителям были вручены грамоты МОУО Сунтарского улуса.
Для выявления эффективности телекоммуникационных проектов в повышении познавательного интереса в процессе обучения химии было проведено анкетирование учащихся по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока и С.Я. Карпиловской перед проведением телекоммуникационного проекта и по его окончании. Были созданы контрольные группы учащихся, которые не участвовали в проекте, и экспериментальные – участники проекта. Анализ полученных данных выявил, что в экспериментальной группе интерес к предмету заметно вырос, что доказало эффективность применения телекоммуникационных проектов в повышении познавательного интереса в процессе обучения химии.
Итак, телекоммуникационная проектная деятельность учащихся – это мощное средство для повышения познавательного интереса учащихся, образовательная среда, которая активно развивает, преобразует и совершенствует в интеллектуальном, нравственном, личностном плане, всех его участников – учащихся и самих педагогов. Это уникальная среда для продуктивного самостоятельного творческого сотрудничества детей, направленная на всестороннее развитие их личности. И, главное, в наш компьютерный век и в век глобализации такие проекты реальны для любой школы и по плечу каждому учителю.