технологическая карта урока "Враг мой родной: гражданская война в России"
Тема урока |
Враг мой родной. Гражданская война в России |
||||||||
Дата урока |
|
||||||||
Тип урока |
Комбинированный, с элементами технологии проблемного обучения |
||||||||
Цель урока |
Создать условия для применения умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; решение проблемных заданий |
||||||||
Образовательные ресурсы |
История России, XX – начало XXI в. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – М.: Просвещение, 2016. История России. XX век. Мультимедиа учебник: КЛИО СОФТ. Карта «Иностранная военная интервенция и Гражданская война, 1918-1922 гг.». Раздаточный материал |
||||||||
План урока |
|
||||||||
Личностно значимая проблема |
«А я один стою меж них В ревущем пламене и дыме И всеми силами своими молюсь За тех и за других» (М. Волошин) |
||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, поисковый, практический Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая |
||||||||
Основные понятия |
Гражданская война, причины войны, масштабы войны, «красные», «белые», интервенция, террор |
||||||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|||||||
Получат возможность: расширить свои знания по теме урока; проявить свои навыки и умения в решении проблемных заданий; высказывать собственное мнение и соотносить его с коллективным решением |
Познавательные: самостоятельно проводят поиск и выделение необходимой информации; применяют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организациисовзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
I. Мотивация к учебной деятельности |
3 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися: – Я приглашаю вас к совместной работе по теме «Враг мой родной. Гражданская война в России». Что необычного вы заметили в формулировке этой темы? – Да, действительно, это так. На этом основании определите цели нашего урока. – Со своей стороны я хотел бы посвятить этот урок памяти наших предков, которые,несомненно, принимали участие в этих исторических событиях. А эпиграфом послужат строки из стихотворения М. Волошина: «А я один стою меж них…» |
Слушают и обсуждают тему и самостоятельно формулируют цели урока: «Антагонизмы, противоречия и т.д.» «Сегодня речь пойдёт о глубоких противоречиях, которые привели к расколу российского общества и к началу гражданской войны» |
Фронтальная работа |
Личностные: принимают и сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Фронтальный опрос |
||
II. Актуализация знаний |
2 |
1. Организационный момент.
|
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки: – Сегодня в кабинете рабочие столы стоят не в привычном для вас порядке. Смысл такого расположения объясняется тем, что по ходу урока вам предстоит переход от индивидуальной работы к групповой. На рабочих столах лежат печатные листы, в которых вы будете заносить результаты своей учебной деятельности. Обратите внимание на то, что «План урока» (Приложение № 1) вам предстоит выполнять всем без исключения, а групповая работа выполняется согласно инструкциям (Прилож. № 2) |
1. Изучают раздаточный материал. |
Индиви-дуальная и фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы |
Фронтальный опрос |
||
3 |
2. Изучение приложений и инструкций. |
2. Задают уточняющие вопросы |
|||||||
III. Изучение нового материала |
4 |
1. Что такое гражданская война. |
1. – Гражданская война одна из самых заметных страниц отечественной истории. Вы уже знаете, что бывают войны справедливые и несправедливые, оборонительные и (?) … захватнические, мировые и (?) … отечественные. А что такое «гражданская война»? – Я предлагаю вам для записи в «План урока» один из вариантов определения данного понятия: Гражданская война – это вооружённая борьба за власть между гражданами одного государства. |
1. Отвечают на предложенные вопросы. 2. Заполняют лист «План урока». |
Индивидуальная работа |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают свои действия с другими. Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения |
Фронтальный опрос |
||
8 |
2. Причины гражданской войны. |
2. – Гражданская война в России не была историческим исключением. Она являлась неизбежным продолжением революции. Подобные войны известны в истории Англии, Франции, США и других стан. Постарайтесь на основе текста учебника или документальных источников определить причины гражданской войны в России. |
3. Участвуют в составлении схемы-кластер. |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Регулятивные:самостоятельно обнаруживают промежуточные цели урока; ориентируются в учебнике и других источниках исторической информации; работают с раздаточным материалом |
Схема-кластер |
|||
5 |
|
|
4. Формулируют и записывают причины гражданской войны: «Обострение до крайности социальных, политических, идеологических разногласий в российском обществе». |
Фронтальный опрос |
|||||
3. Периодизация гражданской войны. |
3. – Историки до сих пор спорят о времени начала гражданской войны в России. Одни обосновано называют началом Октябрь 1917 г. и его последствия. Другие указывают май 1918 г. Существуют и другие версии. Как вы думаете, почему? Такое разнообразие мнений объясняется тем, что в отличие от обычных войн гражданская не имеет чётких границ, ни временных, ни пространственных. Трудно определить дату её начала или конца, уверенно провести линию фронта. Поэтому в разных источниках, и школьных учебниках в том числе, даётся разная периодизация этой войны. Авторы данного учебного пособия называют 4 основных этапа (см. с. 143). Я предлагаю другой вариант: 1 этап (февраль 1917 г. – май 1918 г.) – «локальная война». Военные столкновения носили ограниченный, местный характер; 2 этап (лето 1918 г. – конец 1920 г.) – «фронтовая война». Крупномасштабные военные действия; 3 этап (конец 1920 г. – конец 1922 г.) – «малая война». Окончательный разгром белых войск и интервентов. Подавление крестьянских антибольшевистских восстаний. |
|
|
||||||
5. Предлагают свои варианты ответов. |
|
||||||||
6. Заполняют таблицу: «Периодизация гражданской войны» |
Таблица |
||||||||
10
|
4. Масштабы гражданской войны в России.
|
4. – Итак, в гражданской войне столкнулись интересы различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои интересы под знамёнами различных цветов и оттенков. На этом многоцветном полотне выделялись две наиболее организованные и непримиримые враждебные силы, ведущие борьбу на взаимоуничтожение – «белые» и «красные». Чтобы понять масштабы этой войны обратимся к исторической карте и мультимедийному учебнику.
|
7. Изучают историческую карту и просматривают материалы мультимедий-ного учебника (диск № 1). 8. Определяют и формулируют масштабы гражданской войны: «Военные действия между «красными» и «белыми» проходили с переменным успехом практически на всей территории бывшей Российской империи». |
Индивидуальная и фронтальная работа |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают свои действия с другими. Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживают промежуточные цели урока; ориентируются в учебнике и других источниках исторической информации; работают с раздаточным материалом
|
1. Фронтальный опрос. 2. План урока |
|||
|
|
5.– А теперь я предлагаю вашему вниманию историческую справку потерь населения в гражданских войнах: США – 1,6 %; Испания – 1,8 %; Россия – 10 %. Чем можно объяснить огромные людские потери России? |
8. Предлагают свои варианты ответов. |
||||||
3 |
5. Промежуточная рефлексия. |
6. Предлагает проверить записи «План урока». |
9. Зачитывают записи «План урока» |
||||||
2 |
6. Промежуточное домашнее задание: изучение материалов § 13-14 |
7. Конкретизирует домашнее задание |
10. Записывают домашнее задание |
||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
25 |
Выполнение инструкций для групповой работы |
Объясняет содержание групповой работы и ставит учебные задачи: – Переходим к выполнению групповой работы. Вы уже догадались, что класс условно разделён на «красных» и «белых», а в центре располагается группа экспертов. Каждой группе предстоит решение своих задач. Разобраться с ними помогут инструкции. Помните, вы сейчас выступаете от лица граждан России того времени, вы стремитесь защитить свою Родину, привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Поэтому постарайтесь сделать своё выступление убедительным. Желаю вам успеха в поисках истины |
1. Знакомятся с предложенными инструкциями и документами. 2. Определяют план действия. 3. Распределяют роли. 4. Используют материалы учебника. 5. Используют раздаточный материал. 6. Заполняют таблицу. 7. Составляют коллективный вердикт |
Групповая работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: определяют свою позицию по отношению к участникам гражданской войны. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; ориентируются в исторических источниках |
Групповая работа с использованием раздаточного материала |
||
V. Итоги урока. Рефлексия |
14 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Организует защиту коллективных вердиктов: 1. – Теперь мы послушаем выступления представителей от каждой группы, чтобы определить особенности «красного» и «белого» движений, а также заслушаем оценку экспертов по каждой позиции. 2. – Настало время для общего заключения по теме урока. Подведите положительные и отрицательные итоги гражданской войны. 3. – Нам остаётся определить самое главное. На чьей стороне была правда? Каковы главные уроки войны? Обратимся к экспертам. 4. – Стал историей XX век. Человечество учится жить в новом столетии. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности и насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения жить в мире и согласии. Подумайте над этим! |
1. Выступления представителей рабочих групп. 2. Определяют и формулируют итоги войны: – Россия сохранила свой суверенитет, но ценой огромных людских и материальных потерь. 3. Представитель группы экспертов озвучивает выводы (можно использовать слова писателя Б. Васильева). 4. Записывают в тетради общие выводы |
Выступают с защитой группового вердикта. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке |
Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания. Личностные: личностное самоопределение и нравственно-этическое оценивание исторических событий; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Защита коллективного вердикта |
||
Домашнее задание |
1 |
15-16: задание № 2 (с. 126) |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индиви-дуальная работа |
|
|
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.