Технологическая карта урока физики 8 класс по теме "Постоянные магниты"
Урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.
Учебный предмет |
физика |
Класс |
8 класс |
Автор учебника |
А.В. Перышкин Физика 8 класс. М.: Дрофа, 2014 год |
Тема урока |
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли" |
Тип урока |
урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности |
Методы обучения |
проблемный, репродуктивный эвристический |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
коллективная, индивидуальная, групповая |
Используемые технологии |
технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология |
Цель урока |
Содержательная: организация продуктивной деятельности обучающихся для осознанного усвоения понятия постоянный магнит, магнитное поле . Деятельностная: формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания), осуществляя их перенос в различные условия |
Задачи урока
|
Достижение предметных планируемых результатов:
Достижение метапредметных планируемых результатов:
Достижение личностных планируемых результатов: Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; ценность совместной деятельности. |
Виды деятельности |
|
Понятия |
Магнит, северный полюс, южный полюс, магнитное поле, силовые линии, взаимодействие магнитов, магнитное поле Земли |
Формируемые УУД |
Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке самостоятельно. Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания при помощи учителя. самооценка (критический настрой на работу и на результат); Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию Преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Оборудование: |
компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, документ камера. Лабораторное оборудование: для 1 группы: металлические скрепки, магниты, железный и стальной гвозди, медная и алюминиевая пластины, бумага, дерево, пластмасса. для 2 группы: 2стрелки, полосовой магнит для 3 группы: металлические опилки, 3 картонки, полосовой магнит (2), дугообразный магнит Компьютерная презентация «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли »; Дидактический материал: бланк дидактической карты (по числу учащихся в классе), индивидуальные карточки с тестом тест по теме (11 вариантов, число экземпляров – по числу учащихся в классе). Лист самооценки Лист взаимооценки в группе |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||
Организационный этап.Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: формирование самооценки готовности к уроку. 1 мин |
||||||||||||||||||||||||||
Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи (подводит учащихся к осознанию темы) Проблемная ситуация: (У учителя в руках компас) – Скажите пожалуйста, какой физический прибор у меня в руках? – Что самое главное в этом приборе? С давних времён компас был одним из непременных приборов, который использовали путешественники. Основная часть компаса – постоянный магнит. Стрелка компас постоянно указывает стороны света. Значит стрелка какой магнит.(Постоянный) Мы привыкли к магниту и относимся к нему чуточку снисходительно как к устаревшему атрибуту школьных уроков физики, порой даже не подозревая, сколько магнитов вокруг нас. В наших квартирах десятки магнитов: в электробритвах, динамиках, магнитофонах, в часах, в банках с гвоздями, наконец. Сами мы – тоже магниты: биотоки, текущие в нас, рождают вокруг нас причудливый узор магнитных силовых линий. Земля, на которой мы живём, – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – магнит ещё более грандиозный. Галактик и туманности, едва различимые телескопами, – непостижимые по размерам магниты. Нет человека, который мог сказать: «я знаю о магните все!» И так тема урока…. |
Ответ уч-ся: В руках вы держите компас. Основной частью компаса является магнитная стрелка. Тема Постоянные магниты. (Формулируют сами учащиеся) Проблема: Что такое магнит? Почему магнитная стрелка всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении? |
Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала. 5 мин Методы обучения: Репродуктивный. Форма контроля и самоконтроля. Форма работы: индивидуальная |
||||||||||||||||||||||||||
Определим что мы знаем и на какие вопросы нужно ответить для решения проблемы Что знаем? 1. Магнитная стрелка имеет два полюса: …. 2. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. вокруг …. электрических зарядов. 3.Вид материи, с помощью которой осуществляется взаимодействие проводников с электрическим током, называется 4 Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называются 5. Вокруг ядра атома движутся – ) |
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу Систематизируют информацию в форме таблицы
Ответы
Оценивают ответы (самооценка) сравнивая с эталоном |
Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока. 2 мин Цель: выработка совместно с учащимися цели урока. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий М :Наглядный (демонстрация) и словесный (беседа, попытки формулирования выводов |
||||||||||||||||||||||||||
Цель формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Учебная задача – цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?). Учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?). |
Постановка целей. Заполняя таблицу, формулируют: что требуется узнать Совместно формулируем общую цель урока. Слайд № 3,4 1. Магнит (определение)? из чего изготовлен? Что такое полюс? внутреннее строение? 2. Как взаимодействуют? Какие вещества притягиваются к магнитам Объяснить!!! 3. Как увидеть МП? Картины МП Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. Определяют виды деятельности (определить понятия, провести эксперимент и сделать выводы) и форму отчета (результаты работы представить в виде опорного конспекта) (схемы), подготовить выступление, продемонстрировать опыты). |
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, высказывать свое суждение, слушать, Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Регулятивные: внимательность, понимать значимость учения |
||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин Цель: «Открытие» новых знаний |
||||||||||||||||||||||||||
Организует работу в группах, проведение эксперимента и обсуждение результатов. Группы работают по картам. Учитель консультирует. Ученики по своему желанию разбиваются на микрогруппы и выполняют свой блок проекта. Каждая группа получает краткую инструкцию. Работа в группах ведется максимально самостоятельно. Учитель выполняет функцию консультанта. Ученики самостоятельно “добывают” знания, используя литературу, информационную базу ПК, проводят эксперименты, составляют свои тексты на тему, готовятся осознанно воспроизвести эти тексты перед классом. Магнитное поле Земли. Просмотр видео фрагмента Организует работу с учебником по тексту § 61, смысловое чтение, ответы на вопросы теста |
Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) 1 группа. Формируем понятия: Постоянные магниты , Полюс –
Выполняют эксперимент, делают вывод, что к магнитам притягиваются только железо и его соединения 2 группа Изучение магнитных взаимодействий.
Планируют и выполняют эксперимент. Делают вывод о том, что магниты разноименными полюсами притягиваются, а одноименными отталкиваются 3 группа. Опытным путём выясняют , как выглядят магнитные линии дугообразного магнита и каково их направление. – Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля Решение проблемы 2 Почему магнитная стрелка всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении? 1. В каждом месте Земли магнитная стрелка компаса устанавливается в направлении «север—юг». Это свидетельствует о том, что
2. Где находится северный магнитный полюс Земли?
3. Кратковременные изменения магнитного поля Земли называют…
4. Области на земном шаре, где направление магнитной стрелки всегда отклонено от направления магнитных линий Земли, называют…
5. Какова роль магнитного поля Земли в существовании на ней жизни?
|
Регулятивные: планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, представление и обобщение результатов. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение (работа с учебником); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; (выдвижение гипотез, формулировка свойств магнита, понятия магнитного поля); Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества. |
||||||||||||||||||||||||
Этап анализа полученных результатов. 9 мин Цель этапа: Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате эксперимента результаты в словесной (вербальной) и знаковой форме. |
||||||||||||||||||||||||||
Организует деятельность обучающихся для представления результатов исследований. Слушает, при необходимости задает вопросы. |
Представление результатов исследования. Отчет групп. Теоретики каждой группы поочередно представляют результаты своих исследований. Схемы, опорные конспекты каждая группа показывает с помощью документ камеры. Итоги опытов демонстрируются. Все учащиеся слушают, делают записи. В результате появляется совместный конспект
|
Регулятивные: умения прогнозировать; соотносить план и совершенные операции по ходу заполнения таблицы; Коммуникативные: удерживать логику повествования; Познавательные: (общеучебные) – структурирование знаний; |
||||||||||||||||||||||||
Закрепление нового материала .Этап контроля и самоконтроля действий. (время: 8 мин) Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы |
||||||||||||||||||||||||||
Контроль. В науке существует следующий подход к изучению физических явлений. после накопления сведений о физических явлениях, выдвижения различных гипотез, проведения экспериментальных опытов, учение переходит к их осмыслению, обобщению. Мы с вами прослушали ряд сообщений о постоянных магнитах, изучили теоретические сведения, провели опыты. Теперь факты, полученные в ходе этой работы, попробуем обобщить и выделить главное: (Обращаю внимание на опорный конспект). Индивидуальная работа с тестом и самопроверка |
Уч-ся продолжают фразы. (проговаривание) 1. Постоянные магниты – это… (тела, длительное время сохраняющие намагниченность) 2. В природе встречаются естественные магниты, например… (магнитный железняк) 3. Искусственные постоянные магниты делают из сплавов на основе… (железа, никеля, кобальта и др. Ме) 4. Полюсами называют… (те места магнита, где обнаруживается наиболее сильное магнитное действие) 5. Магниты одноимёнными полюсами… (отталкиваются) разноимёнными полюсами… (притягиваются) 6. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Что это? (особый вид материи, создаваемый движущимися электрическими зарядами) 7. Для наглядного изображения магнитного поля используются силовые магнитные линии. Магнитные силовые линии – это… (вдоль которых в магнитном поле, располагаются оси малых магнитных стрелок) Они замкнуты, выходят из северного полюса, входят внутрь через южный, замыкаясь внутри магнита. Силовые линии магнита не пересекаются. Картину силовых линий магнитного поля постоянного магнита можно получить…
Выполнение теста индивидуально. |
Р: оценивают уровень и качество выполнения задач; определяют свое понимание материала; П: формулируют законы; К: выслушивают одноклассников, корректируют высказывания друг друга. |
||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов . Рефлексия 4 мин Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений . Научить приемам самоконтроля Сформировать способность к самооценке Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
||||||||||||||||||||||||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Решена ли проблема, которую мы ставили на урок Устная рефлексия. Анализ результатов решения проблем. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где были записаны поставленные на урок проблемы. Ещё в XVIII веке Лессинг писал: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”. В XXI веке эти слова не устарели. Ведь именно тогда, выпускник школы, будет не “человеком выучившимся”, а “человеком мыслящим и учащимся”, субъектом учения, а учиться, мыслить, творчески подходить к окружающей действительности, Вам придётся всю жизнь. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Заполняют таблицу № 1. Озвучивают по выбору. Заполняют листы самооценки.(Свои оценки учащиеся комментируют, что удалось на уроке, чего не достиг. Руководитель малой группы может высказать свою оценку работы каждого участника группы). Лист самооценки ФИ ученика_________________
Высказывают свое мнение о результатах работы |
Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. Личностные: самооценка учащихся на основе критериев успешности. Коммуникативные: формулирование и аргументация своих мыслей. |
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание 1 мин Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
||||||||||||||||||||||||||
Дает комментарий к домашнему заданию; Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Выберите домашнее задание. Слайд № 13 Если вы работали на уроке успешно и получали в основном оценки "5", то можно выполнить только творческое задание. Если на уроке получали оценки "4" и "5", то повторить §§ 59,60. Если на уроке часто ошибались, то поработайте с материал ещё раз; изучите §§ 59,60 и найдите дома бытовые приборы, где используются магниты; подумайте какова роль магнита в них. Творческое задание: Мини-сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли» |
П: Определяют область применения полученных знаний Р: Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.