Технологическая карта урока биологии "Видоизменения побегов"
Технологическая карта урока биологии
Количество часов: 1 ч.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель: познакомить с видоизменениями побегов.
Задачи:
Образовательные
- способствовать формированию знаний о видоизмененных побегах, их строении и функциях;
- раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека
Развивающие
- способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами;.
- продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.
Воспитательные
- способствовать развитию умений и навыков групповой работы;
- содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала;
- продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.
- Предметные: научиться объяснять значения понятий: видоизменённый побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега; объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, усы на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять различие между видоизменёнными корнями, листьями и видоизменёнными побегами; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они призрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.
Метапредметные УУД:
- Познавательные: выделять главное в тексте; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
- Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности.
- Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности, развитие критического мышления, личностно-ориентированные, интерактивные.
Основные понятия: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица.
Средства обучения:
- Материальное обеспечение урока: клубни картофеля, луковицы репчатого лука, корневище, лупы, компьютер, проектор, интерактивная доска.
- ЦОР: электронное приложение к учебнику биология 6 класс, презентация по теме урока, интерактивное учебное пособие. Наглядная биология «Растения. Грибы. Бактерии».
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Мотивационно-организационный |
Приветствие, положительный настрой на работу. Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений. Работа в оценочном листе. Слайд 1. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.
|
Актуализация знаний |
Учитель напоминает учащимся, что на последних уроках они изучали вегетативные органы растений Эти стебли существуют обычно один сезон. Травянистые. Чем покрыты молодые (однолетние) стебли снаружи. Кожица. Маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметными снаружи, особенно у бузины, дуба, черёмухи. Чечевички. Внутренний слой коры. Луб. Трубки по которым перемещаются растворы органических веществ. Ситовидные. Плотный, самый широкий слой – основная часть побега. Древесина. Слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. Годичные кольца. Слайд 2.На сладе правильные ответы. |
Выполняют в тетрадях задание. Выполняют взаимопроверку. Дети зачитывают варианты ответа. |
Регулятивные умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа, умение организовать выполнение заданий учителя. |
Целеполагание |
Далее учитель предлагает учащимся отгадать загадки. Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слез доведу (лук). Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель). В земле веревочка, А в ней – кладовочка. (Корневище) |
Отгадывают загадки. Высказывают свои предположения. Возникает затруднение…
|
Личностные: формировать познавательный интерес к изучаемой теме и результатам её освоения. Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха. Личностные: умение соблюдать дисциплину Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной форме. Регулятивные: формулирование цели и задач, планирование и прогнозирование предстоящей деятельности
|
Учитель интересуется у учащихся: корневище, клубень, луковица являются побегами или корнями? Слайд 3.
|
Учащиеся отмечают, что нет сходства ни с корнями, ни с побегом.
|
||
Выслушав ответы, учитель сообщает, что это побеги, и правильно их следует называть видоизмененными.
|
Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
|
||
Формулируется тема и цель урока Слайд 4. |
С помощью учителя определяют цель урока. |
||
Введение новых знаний
|
Просмотр фрагментов из электронного приложения к учебнику «Биология» 6 класс. Корневище. Клубень. Луковица. |
Просматривают видеофрагменты. Отвечают на вопросы. |
Личностные готовность к самообразованию и самовоспитанию, установление связи между учебной деятельностью и мотивом. |
Первичное закрепление знаний |
На интерактивной доске интерактивный плакат «Видоизменение побегов». Лабораторная работа. Для изучения строения корневища, клубня, луковицы, учителем организуется лабораторная работа по инструктивным карточкам: 1 парта – луковицы репчатого лука. 2 парта – строение клубня картофеля. Учитель предлагает учащимся первого ряда рассказать о результатах своей работы. Корневище Технология «Свободный микрофон» Учитель предлагает учащимся второго ряда рассказать о результатах своей работы. Луковица.
|
Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. В тетрадях рисуют рисунки, делают необходимые обозначения, формулируют выводы. |
Предметные: научиться объяснять значения понятий: видоизменённый побег, корневище, клубень, луковица; выделять существенные признаки побега; объяснять причины видоизменения побегов; различать клубни, корневища, луковицы, усы на рисунках и среди натуральных объектов; объяснять различие между видоизменёнными корнями, листьями и видоизменёнными побегами; устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения побегов растений и условиями среды, в которой они призрастают; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием. Метапредметные УУД: Познавательные: выделять главное в тексте; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные организовывать выполнение заданий по предложенному плану; владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками. |
Предлагает учащимся рассказать о результатах своей работы. Клубень. Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. В тетрадях рисуют рисунки, делают необходимые обозначения, формулируют выводы. |
Подводят итог: корневище, клубень, луковица – это побеги так как они имеют стебель, листья, почки. А называют их видоизмененными так как нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи. |
||
Физкультминутка |
Представьте что вы маленький побег, который тянется к солнышку, на ветру шевелятся его листочки. Гимнастика для глаз. |
Выполняют упражнения |
|
Закрепление нового материала |
Выполняют задания в интерактивном режиме: клубень, луковица. Электронное приложение к учебнику «Биология» 6 класс |
На интерактивной доске выполняют задания в интерактивном режиме.
|
Предметные: знать функции побега и его частей. Познавательные: Рассуждать, делать выводы Регулятивные: Умение слушать учителя. Личностные: Формировать экологическое мышление. Предметные: знание строения и функций видоизмененных побегов Познавательные: умение выбрать правильное утверждение Регулятивные: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
Проектная деятельность «Почему клубень картофеля позеленел?» Показ презентации. |
Учащаяся знакомит с проектом «Почему клубень позеленел?
|
||
Выполнение теста по вариантам «Видоизменения побега». Слайд 5 |
Выполняют тест. Самопроверка используя ключ от теста. |
||
Дополнительный материал «Клубеньлуковица» |
Учащиеся слушают информацию о клубнелуковице. Отвечают на вопросы. |
||
Синквейн. Составить синквейн к слову побег |
Составляют синквейн. Фронтальая проверка. |
||
Рефлексия |
Слайд 6. Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на уроке. На слайде смайлики: улыбающийся– мне хорошо. Мне безразлично. Мне тревожно. |
Проводят самоанализ достигнутых результатов. Делают выводы. Задают вопросы, если таковые есть. Самооценка. |
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению; Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников; |
Домашнее задание |
Слайд 7 П. 10 По выбору Выполнить презентацию «Растения имеющие клубни» «Растения имеющие луковицу» «Растения имеющие корневище». (по выбору) |
Записывают домашнее задание |
|
Биологический диктант
Эти стебли существуют обычно один сезон. – Травянистые.
Чем покрыты молодые (однолетние) стебли снаружи. – Кожица.
Маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметными снаружи, особенно у бузины, дуба, черёмухи. – Чечевички.
Внутренний слой коры. – Луб.
Трубки по которым перемещаются растворы органических веществ. – Ситовидные.
Плотный, самый широкий слой – основная часть побега. – Древесина.
Слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. – Годичные кольца.
Лабораторная работа «Изучение строения луковицы»
Оборудование: луковица, учебник § 10, лупа, тетрадь.
Ход работы
- Изучите текст учебника «Луковица» (с.55-56), рассмотрите рисунок 43.
- Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.
- Зарисуйте и подпишите части луковицы.
- Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицу.
Запишите вывод.
Вывод: Так как в строении луковицы можно различить ____________________________________________________, то значит луковица – видоизмененный побег.
Лабораторная работа «Изучение строения клубня картофеля»
Оборудование: клубень картофеля, учебник § 10, лупа, тетрадь.
Ход работы
- Изучите текст учебника «Клубень» (с.54), рассмотрите рисунки 41-42.
- Рассмотри клубень картофеля. Найди основание и верхушку.
- Найдите почки (глазки), рассмотрите их с помощью лупы.
- Зарисуйте и подпишите части клубня.
- Капни на срез клубня йодом. Объясни что произошло
- Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.
Запишите вывод.
Вывод: Так как в строении клубня можно различить ____________________________________________________, то значит клубень – видоизмененный стебель.
Тест
Вариант 1
1. У картофеля крахмал запасается в…
а) корнеплодах
б) корнях
в) клубнях
г) листьях
2. Корневище отличается от корня тем, что:
а) располагается в почве
б) имеет узлы и чешуйчатые листья
в) обеспечивает вегетативное размножение
г) запасает питательные вещества
3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:
а) стебель
б) почки и листья
в) стебель и почки
г) почки
4. Столон – это:
а) побег у картофеля, на котором образуются клубни
б) клубень картофеля
в) корнеплод моркови
г) корневище ландыша
5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:
а) корнях
б) донце
в) почках
г) листьях
Вариант 2
1. Побег состоит из:
а) стебля и корня
б) стебля, корней и почек
в) листьев и цветков
г) стебля, листьев и почек.
2. Корневище характерно для растения:
а) картофель
б) тюльпан
в) ландыш
г) чеснок
3. Луковица, в отличие от клубня:
а) имеет запас питательных веществ
б) обеспечивает выживание растения в период засухи
в) располагается в почве
г) образована видоизменёнными мясистыми листьями
4. Клубень картофеля – это:
а) плод
б) подземный побег
в) наземный побег
г) стебель
5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни, называется:
а) глазки
б) донце
в) столон
г) корневище
Ответы:
- Вариант 1: 1 – В 2 – Б 3 – В 4 – А 5 – Г
- Вариант 2: 1 – Г 2 – В 3 – Г 4 – Б 5 – В
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.