Техническая система как элемент технологической системы. Анализ функций технических систем. Морфологический анализ
Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятием технической системы (подсистемы, надсистемы), понятием анализа функций технической системы и изучению метода морфологического анализа; научить учащихся выполнять морфологический и функциональный анализ технической системы.
1. Обучение – сформировать понятие о технических системах, об анализе функций технической системы и о методе морфологического анализа на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение учащимися особенностей проведения морфологического и функционального анализа технической системы.
2. Развитие – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль); абстрактно-логическое мышление.
3. Воспитание – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
- Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и механизмов, фронтальный опрос, практическая работа.
- Техническая система (подсистема, надсистема); функция технической системы, морфологический анализ.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Вовлечь их в эвристическую беседу по вопросам. 1. Что такое машина? 2. Какие виды машин вы знаете? 3. Что такое механизм? 4. Какие виды механизмов вы знаете? 5. Рассмотрите образцы (изображения) машин и определите, какие потребности они могут удовлетворять. |
2 | 2. Актуализация знаний | ― дать определение технической системы; ― привести примеры технических систем. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | ― объяснить, что любая техническая система является средством для удовлетворения потребностей людей; ― дать определение функции технической системы, изложить последовательность анализа функции технической системы; ― ознакомить с морфологическим анализом – методом конструирования технических систем; ― разобрать с учащимися пример морфологического анализа. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | ― ознакомить с содержанием практической работы; ― по окончании практической работы оценить качество её выполнения. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Что называют технической системой? 2. Приведите примеры технических систем. 3. В чём состоит анализ функции технической системы? 4. Для чего предназначен морфологический анализ? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Предложить учащимся выполнить вариант домашнего задания творческого уровня. |