Тайны магического элемента. Химия. 9 класс. Разработка урока
Аннотация
Урок химии в 9 классе «Тайны магического элемента» посвящён изучению фосфора. Урок проводится с применением инновационного интерактивного УМК «Навигатор» «Химия» издательства «Дрофа». В основе урока лежит деятельностный подход к обучению. Методическая разработка содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Основная часть
1. Методическое обоснование
В основу проведения урока положен деятельностный подход к обучению.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов второго поколения.
В скором времени нас, как учителей старшей школы, ожидает переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Уже сейчас мы стараемся учить детей самостоятельному целеполаганию, строим уроки в рамках деятельностного подхода, учим самокритичности и рефлексии.
Основная задача образования и данного урока не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие учащихся, формирование универсальных учебных действий.
Основной результат – развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности. Сегодня мало обладать определенной суммой знаний. Выпускник школы должен быть уверенным в себе, быть активной творческой личностью, способный ставить перед собой цели, и неуклонно стремиться к достижению поставленных целей.
Урок проводится с использованием инновационного интерактивного УМК «Навигатор» «Химия» издательства «Дрофа», электронного учебника.
Электронный учебник – это специальная компьютерная программа, которая представляет собой интерактивный компонент учебно-методического комплекса. В него входят мультимедийные ресурсы различных типов, расширяющие информационно-образовательное пространство: информационные блоки, соответствующие разделам учебника, упражнения, контрольные задания, дополнительные материалы. Учебник используется как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся дома.
Можно отметить следующие достоинства применения интерактивных заданий в процессе обучения: концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Позволяют сочетать устный лекционный материал с изображением иллюстраций, схем, видео и звуковой информации, что делает учебный процесс интересным, наглядным и убедительным. Дает возможность проверить знания в интерактивном режиме.
На уроке используются элементы следующих технологий: проблемно- развивающие, критического мышления, игровые, компьютерные, групповые, личностно-ориентированные.
Для осуществления деятельностного подхода на данном уроке, помимо материалов учебника «Навигатор», используются такие приёмы, как работа с видеофрагментамим и видеоопытами, работа с текстами, словарными понятиями, демонстрационный и лабораторный эксперимент.
Для достижения эффективности этих приёмов используются разные формы организации работы на уроке – индивидуальные, работа в парах, группах и фронтальная работа. На уроке создаётся ситуация, в которой ученикам приходится размышлять, искать выход, рассуждать, доказывать и обосновывать свои суждения, переживать радость от правильно найденного решения. Всё это способствует формированию активного, критического, самостоятельного мышления, без которого трудно обойтись в повседневной жизни.
Чтобы усилить интерес к изучению химии, на уроке уделяется большое внимание практической направленности. Эта тема затрагивает жизненно – важные аспекты здоровья человека и непосредственно связана с жизнедеятельностью.
2. Разработка сценария урока
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД.
Предмет: Химия.
Класс: 9 класс.
Тема программы «Неметаллы».
Автор УМК: Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.
Методическая цель урока: осуществление деятельностного подхода в изучении темы фосфор с применением инновационного интерактивного УМК «Навигатор» «Химия» издательства «Дрофа».
Цели образования:
- Предметные:
- изучить строение, свойства и практическое значение фосфора;
- закрепить умения в составлении уравнений реакций;
- формирование естественно-научной грамотности
- Метапредметные:
- развивать информационную грамотность (формировать умения работы с электронным учебником, совершенствовать умения работать с текстами, учебной, научно – популярной литературой; интернет – ресурсами; создавать презентации), умения работать с тестами;
- развивать познавательную активность, самостоятельность, исследовательские навыки, коммуникативные компетенции.
- Личностные:
- воспитывать интерес к предмету;
- формировать индивидуальные траектории учебной деятельности;
- обеспечить комфортность в учебно – познавательной деятельности путём создания ситуации успеха.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный.
Оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска, учебник-навигатор «Химия», мультимедийное учебное пособие, презентация.
Оборудование и реактивы для лабораторного и демонстрационного опытов: штатив для пробирок, пробирка (1 шт.); растворы фосфата натрия (0,5 моль/л), нитрата серебра (0,01 моль/л), азотной кислоты (1: 3). Пробирка с красным фосфором и стеклянной палочкой, закрытая ватой, в штативе и спиртовка.
Ход урока: приложение 1.
Дополнения к уроку: приложение 2.