Связь предложений в тексте
- наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать тексты
- структура текста, последовательность предложений, прописная буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — повторение: оформление границ предложения (прописная буква в начале предложения и знак препинания в конце). Может быть предложено для самостоятельной работы в классах с высоким темпом работы учащихся; в остальных классах проводится фронтально, под руководством учителя. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за структурой текста, поиск ошибки и редактирование. Если темп чтения учеников невысокий, текст читает учитель (ученики читают про себя). Ученики должны найти лишнее предложение в данном тексте. («Белый гриб — самый хороший, он вырос в лесу».) Необходимо, чтобы ученики объяснили, почему второе предложение является избыточным (оно по смыслу полностью повторяет первое предложение, не сообщая ничего нового). Списывание правильного варианта текста можно задать на дом. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (трудное) — комплексная работа с деформированным текстом; закрепление пройденного материала: озаглавливание текста, порядок предложений в тексте, окончание текста. Если темп работы на уроке невысокий, можно не выполнять упр. 1 и 2, посвятив весь урок тщательному анализу текста упр. 3. Сначала ученики читают текст про себя, затем устанавливают правильную последовательность предложений (подобные задания выполнялись на предыдущих уроках; ученикам для экономии времени можно предложить пронумеровать предложения) и работают с окончанием текста. Если ученики хорошо подготовлены, то окончание текста и подбор заголовка они могут выполнить самостоятельно. Если классу требуется контроль со стороны учителя, необходимо обсудить с учениками, каким может быть окончание текста (дети называют варианты, а учитель записывает их на доске). Затем выбирается какой-то один вариант окончания текста (с опорой на подсказку в учебнике), учитель вместе с учениками редактирует его. После этого текст читается целиком и к нему подбирается заголовок (этот этап работы ученики могут выполнить самостоятельно, обсудив затем варианты заголовков к тексту). В заключение ученики списывают правильный текст с подобранным к нему заголовком в тетради. Учитель выборочно проверяет правильность списывания. Правильная последовательность предложений в тексте: «Все знают шляпку ядовитого мухомора — красную с белыми пятнышками. А вот самый смертельный гриб — бледную поганку — легко спутать со съедобным шампиньоном или сыроежкой. Отсюда главное правило грибника: в корзину клади только те грибы, которые хорошо известны тебе и твоим друзьям». Если после списывания правильного текста останется время, можно обсудить с учениками другие правила поведения в лесу и предложить подобрать заголовки к текстам — рекомендациям поведения в лесу. |
5 | 5. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем соединения букв. |
6 | 6. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |