Сценарий фольклорного праздника «В гостях у бабушки-Забавушки»
Цель: приобщение детей к русско-народной культуре и традициям.
Задачи:
- прививать интерес к культуре русского народа;
- знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением;
- знакомить детей с разнообразными народными играми;
- знакомить детей с праздником Масленица;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
Оформление зала в виде русской избы: стол с деревянной посудой, печь, чугунок, ухват, люлька, прялка, плетень…
Предварительная работа: краткосрочный фольклорный проект с изучением народных песен, потешек, закличек, поговорок, загадок, частушек, игр. Рассматривание иллюстраций с изображениями масленичных гуляний, людей в народных костюмах. Знакомство с народными традициями, приметами, праздниками.
Ход праздника
Дети в народных костюмах входят зал.
Ведущая: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся.
Упражнение «Здравствуйте»
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй, легкий ветерок
Здравствуй, маленький цветок
Здравствуй, утро
Здравствуй, день
Нам здороваться не лень.
Здравствуйте!
Ведущая: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Ведущая: Какая наша Россия? Наша родина?
Дети: большая, красивая, любимая, богатая…
Ведущая: А город?
Дети: Воронеж
Ведущая: А на каком языке мы разговариваем?
Дети: На русском
Ведущая: Правильно, значит мы русские. А вы знаете, как Россию называли в старину?
Ведущая: Русь. Ребята, наша страна богата не только своей природой, полезными ископаемыми, но и своими добрыми традициями. Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, загадки, потешки. Все эти виды народного творчества принято называть словом «Фольклор», что означает «Народная мудрость».
Вы хотите узнать, как жили наши пра-прабабушки и пра-прадедушки в старые добрые времена?
Дети: Да.
Ведущая: Тогда я предлагаю вам отправиться в гости к бабушке-Забавушке. А для этого возьмемся за руки и скажем волшебные слова:
Лады, Лады, Ладушки,
Мы идем все к бабушке,
К нашей милой бабушке,
Бабушке-Забавушке.
Пришли твои рябятушки
Милые внучатушки.
(Детей встречает Бабушка-Забавушка.)
Бабушка-Забавушка: Здравствуйте, детушки-малолетушки, Здравствуйте гости дорогие. Я – бабушка-Забавушка. Люблю песни петь, играть и ребяток забавлять. Ну, внучатки, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
(Дети садятся в русской избе.)
Бабушка-Забавушка: Зачем же вы пришли пожаловали?
Ведущая: Мы пришли узнать, как жили на Руси наши предки.
Бабушка-Забавушка: Хорошо, расскажу и покажу. Вот только сначала загадку вам загадаю:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(печь)
Бабушка-Забавушка: Ребята, самое главное в деревенской избе – печь. Она отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекал хлеб, сушили продукты и одежду.
Ведущая: А что у нас сейчас вместо печи?
Дети: Плита.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если бы в квартире была печь – это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Бабушка-Забавушка: Следующая загадка:
Книзу узок, вверх широк,
Не кастрюля – … (чугунок)
Ведущая: Что сейчас вместо чугунка (кастрюля)
Бабушка-Забавушка: А как вы думаете, как достать чугунок горячий из печи?
Дети: С помощью ухвата
Ведущая: Ребята, а что сейчас у нас дома вместо ухвата?
Дети: Прихватка
Бабушка-Забавушка: Молодцы, хорошо отгадали загадки. Раньше люди сочиняли не только загадки веселые, но и мудрые пословицы. Какие вы знаете?
Дети: Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Жизнь дана на добрые дела…
Бабушка-Забавушка: Раньше в старину на Руси мамы и бабушки пели для своих деток веселые песни – потешки.
Проговариваем вместе с детьми
«Потягунюшки»
Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!
«Водичка-водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
«Расти коса до пояса»
Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся
«Ах, ты, моя девочка»
Ах, ты, моя девочка
золотая белочка,
сладкая конфеточка,
сиреневая веточка.
Бабушка-Забавушка: Молодцы ребята, вы много успели узнать.
Ведущая: Бабушка-Забавушка, наши ребята знают не только загадки, потешки, пословицы. Они узнали о праздниках, которые пришли к нам из старины. Ребята, какой сейчас праздник идет?
Дети: Масленица.
Ведущая: А что такое масленица?
1 ребенок: Масленица – это проводы зимы и встреча весны.
2 ребенок: Празднуют её целых 7 дней.
3 ребенок: Пекут блины и угощают друг друга.
Ведущая: А еще на Масленицу нужно постараться не ругаться и не ссорится, а примириться, попросить у всех прощения… В это время было приняты народные гуляния. Какие, ребята, были гуляния?
Дети: игры, забавы, катания на санях, каруселях.
Бабушка-Забавушка: Ребята, что-то мы засиделись. Пора нам поиграть.
- Игра «Блинчик»
- Игра «Блинок»
- Игра «Ласточка и пчелки» (считалка)
- Игра «У дядюшки Трифона»
- Игра «Карусели»
Бабушка-Забавушка: Молодцы, хорошо повеселились. Давайте отдохнем.
Дети садятся.
Включается звук плачущего малыша.
Бабушка-Забавушка: Ой, как мы расшумелись. Разбудили нашу Машеньку. Давайте её успакоем и споем нашу колыбельную.
Поют колыбельную «Котя котенька коток».
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Бабушка-Забавушка: Люлька была столь же необходимым атрибутом как и стол, как печь. Потому и делать люльку поручали настоящему мастеру. Распространенными материалами был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Люльку подвешивали, т.к. теплый воздух поднимается вверх и младенцу было тепло. Люлька приобретала статус «счастливой», если в ней благополучно вырастал ребенок – мало хворал, еще меньше капризничал.
Ведущая: Бабушка-Забавушка, у тебя очень интересно, но нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вам понравилось в гостях у бабушки-Забавушки?
Дети: Да.
Бабушка-Забавушка: И мне понравилось с вами играть. Спасибо всем, ребятки-внучатки. Хорошо вы меня распотешили. Советую вам больше читать, родителей почитать, да меня не забывать. А печь наша вам блинов напекла. Какая же масленица без блинов? Попейте с чаем из самовара.
Ведущая: До свидания, бабушка-Забавушка, мы к тебе еще придем. А вас, дорогие гости, мы приглашаем на чай из самовара с блинами.
Дети с родителями проходят в группу на чаепитие с блинами.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.