Стресс в жизни детей, родителей и учителей
Учителя не понимают, как сильно влияют на самооценку учеников, а родители создают ситуацию постоянного дефицита времени. Об этих и других причинах стресса в жизни детей, а также о его последствиях, рассказала директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. Лекция состоялась на «Летней всероссийской выездной школе педагогов и директоров – 2019». Корпорация «Российский учебник», являясь партнером мероприятия, провела трансляцию выступления (вы можете просмотреть ее на нашем сайте и YouTube-канале). Представляем вашему вниманию основное, что нужно знать о стрессе в школе и вне ее.
Почему важно говорить о стрессе
В 2019 году Институт возрастной физиологии РАО получил заказ на исследование развития российских дошкольников — такие мониторинги проводятся каждые 6-7 лет. Также запускается исследование под условным названием «Цифра»: оно ответит на вопрос «Как на развитие детей влияет использование IT-технологий?» (в выборку попадут десятки тысяч учеников 2, 5, 7 и 10 классов из 10 регионов России, их родители и учителя). Данные о здоровье подростков скоро уже будут официально объявлены: в этом году заканчивается пятилетнее изучение физического и психологического развития старшеклассников. Эксперты утверждают, что здоровый подросток в наше время — явление редкое. Почему так получается?
Есть избитое выражение, что все болезни от нервов. Беспокойство действительно сказывается на здоровье человека. Причем острый, но краткосрочный стресс не так губителен, как хроническое воздействие раздражителей. В экстренной ситуации человек проходит через три этапа: первичная тревога → сопротивление (мобилизация) → истощение. Сопротивление требует сил, а когда их нет — приходит паника со всеми вытекающими. Хронический стресс забирает все силы и не дает восстановиться. Поэтому, например, на важном экзамене, после изнурительной подготовки и серьезного психологического давления, ребенок не мобилизуется (чего от него все ждут), а, наоборот, теряется. Противоположная ситуация: отдохнувший ученик на экзамене вдруг вспоминает то, что лишь краем уха слышал на уроке.
Стресса в жизни современного ребенка много, причем неблагоприятные обстоятельства могут складываться уже в начальной школе (а то и раньше). Например, конфликт между педагогом и учеником — как правило, это продолжительная тяжелая ситуация, от которой пользы нет никому. Но данный фактор стресса взрослые по крайней мере признают и стараются его прорабатывать. Сегодня многие родители и учителя уже понимают, что оказать губительное давление на психику ребенка можно и без явной агрессии. А вот жизнь в постоянной нехватке времени — на сон, на развлечения — воспринимается взрослыми как неизбежность, хотя этот стресс тоже имеет значение.
Когда нет отдыха и расслабления, в организме накапливается кортизол, что приводит к повышенной тревожности, разрушению нейронных связей, проблемам с эмоциями, снижению способности к обучению, нарушениям в работе внимания и памяти, формированию предрасположенности к зависимостям (повышенной чувствительности к дофамину). Кроме того, при постоянном стрессе мозг фокусируется на этом состоянии и вскоре начинает болезненно реагировать при первом же намеке на новое воздействие.
Разберем, из-за чего ребенок может испытывать хронический или краткосрочный стресс.
Существует три группы стрессорных факторов:
- Физиологические. Сюда относятся такие нюансы, как невозможность попить среди урока, повышенный тон учителя, нехватка кислорода в классе из-за пренебрежения проветриванием и, опять-таки, постоянная спешка.
- Социально-психологические. В эту категорию попадают конфликты со взрослыми и сверстниками, ситуации неуспеха, перегрузки.
- Эмоциональные. «Закрытость» родителей, давление, отсутствие эмоционального воспитания, проблемы в период процесса формирования привязанностей — тоже являются стрессорными факторами.
Факторы риска возникновения стрессового состояния можно разделить на школьные и семейные. В школе на ребенка оказывают влияние неадекватные требования, неоправданные методики, нерациональная организация учебной работы и так далее. Дома тоже зачастую наблюдается широкий спектр факторов: от нецелесообразных мер воспитания до антисоциального поведения родителей.
Когда взрослые стараются оградить ребенка от негативных факторов, в итоге хорошо всем. При агрессивном воздействии на ребенка стресс получает не только он, но также сам родитель или педагог, который это воздействие оказывает. Кроме того, постоянное недовольство детьми и конфликты с ними приводят к эмоциональному и, в случае учителя, профессиональному выгоранию.
28 мая 2019 года на очередном заседании Всемирной организации здравоохранения выгорание было официально признано заболеванием. Его внесли в классификатор медицинских болезней, который начнет действовать с 2022 года. Это в очередной раз подтверждает, что профессиональное выгорание, на которое жалуются многие учителя — не шутки. И действительно: при этом заболевании человек проходит через психические состояния, несовместимые с работой с детьми. Как это происходит:
Этап 1. Попытка пересилить грусть от негативного влияния своей работы и профессиональных неудач.
Этап 2. Постоянное ощущение усталости, появление психосоматических заболеваний.
Этап 3. Дегуманизация — то есть агрессивное настроение, цинизм, безразличие к проблемам окружающих людей.
Этап 4. Отвращение к себе и к другим людям, перекладывание на других ответственности за свои ошибки.
Выгорание учителя сказывается не только на нем, но и на его учениках, что приводит к нарастанию стрессовых ситуаций. Что делать, если вы обнаружили себя на одном из представленных этапов?
- Проанализируйте свои профессиональные проблемы.
- Выработайте четкий режим дня, постарайтесь высыпаться.
- Увеличьте физическую активность.
- Найдите время для хобби и других источников позитивных эмоций.
- Освойте расслабляющие упражнения.
- Составьте план дальнейших действий.
Возможно, некоторые из этих рекомендаций звучат банально или даже невыполнимо (особенно для трудоголиков). Однако, во-первых: они действительно работают. А во-вторых: если не принять меры, то ситуация только усугубится, и постоянный стресс приведет к необходимости сменить работу или даже сферу деятельности. В целом, лучше целенаправленно стремиться к созданию атмосферы психологического комфорта для себя и учеников, чтобы потом не приходилось тратить силы и время на устранение последствий.
#ADVERTISING_INSERT#