Становление советской власти
На уроке обсуждается Корниловский мятеж, причины и этапы победы большевиков в октябре 1917 года. Ученики определяют объективные и субъективные предпосылки установления советской власти, расстановку политических сил в стране. Разработка дополнена презентацией.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Урок освоения новых знаний (первый из двух уроков по данной теме)
Класс: 9
Цель: сформировать представление о процессе становления советской власти в России.
Предполагаемые результаты
Предметные:
- определение объективных и субъективных предпосылок событий Октября 1917 года;
- овладение знаниями о событиях сентября-октября 1917 г., расстановке политических сил в стране осенью 1917 г.;
- воспитание уважения к историческому наследию России.
Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование мотивации и интереса к изучению истории России.
Метапредметные:
- умение определять историческое значение завершенной цепи событий;
- умение анализировать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных источников;
- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Оборудование: учебник Киселев А.Ф., Попов В.П. «История России XX - начало XXI в.9 класс», словари, рабочий лист урока, лист самооценки, Приложения 1 и 2.
Основные понятия урока: революция, переворот, диктатура, мятеж.
План урока:
- Корниловский мятеж.
- Причины победы большевиков осенью 1917 г.
- Победа вооруженного восстания в Петрограде.
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Организационный момент 1 мин |
Создание положительного настроя к обучению |
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя |
|
Мотивационно-целевой этап 4 минуты
|
|
Организует фронтальную беседу с классом. Слайд 2. Помогает сформулировать цели и задачи урока. Слайд 3- 4. |
Отвечают на вопросы учителя. Работают со словарем. Предлагают свои варианты, обсуждают преимущества предложенных вариантов, записывают варианты в рабочий лист урока. Определяют тему, цель и задачи урока, записывают тему и цель в рабочий лист урока. Составляют план работы на урок. |
Познавательные (формулирование проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации); Регулятивные (целеполагание, составление плана и последовательности действий) |
Этап актуализации знаний по теме
4 минуты |
|
Организует работу учащихся по систематизации и обобщению имеющихся знаний о деятельности Временного правительства и его кризисах. Слайд 5-6. |
Обобщают знания о деятельности и кризисах Временного правительства, определяют причины его слабости.(возможные варианты ответов: продолжение войны, сложное экономическое положение, отсутствие опоры на местах, слабость власти) Формулируют возможные варианты наведения порядка в стране. |
Коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли, оценка действий одноклассников), познавательные (установление-причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы) |
Этап открытия новых знаний 12 минут |
Лабораторная работа с документами по группам. (Приложение 1.) Подведение итогов работы:
|
Организует групповую работу. Консультирует учащихся по мере необходимости. Слайд 7. |
Работают в группах, делают выводы о последствиях мятежа, фиксируют результаты работы в рабочий лист урока. |
Познавательные (анализ и синтез, выведение следствий, доказательство своей точки зрения), коммуникативные (определение цели, функций участников и способов взаимодействия в группе); Регулятивные (оценка, волевая саморегуляция) |
Физминутка 1 минута |
||||
5 минут |
(Та сила, которая способна повести за собой массы рабочих и крестьян)
|
Организует фронтальную работу с классом, фиксирует на доске предложения учащихся. Слайд 8. |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения о причинах прихода к власти большевиков. (возможные варианты ответов: |
Коммуникативные (владение диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) |
8 минут |
Историки до сих пор спорят, можно ли считать Октябрь народной революцией или это верхушечный переворот, захват падающей власти организованной политической силой? Прочитайте пункт 1 параграфа 11-12 и попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос. |
Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Слайд 9. |
Самостоятельная работа с текстом учебника параграф 11-12, пункт 1. |
Регулятивные (волевая саморегуляция и оценка); познавательные (поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ объектов, выведение следствий, доказательство своей точки зрения) |
Этап первичного закрепления
5 минут |
Выполнение практических заданий (Приложение 2) |
Раздает задания учащимся, объясняет требования к выполнению и критерии проверки . Слайд 10. |
Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку, выставляют результаты в рабочем листе урока. |
Регулятивные (контроль выполнения задания, осознание качества и уровня усвоения материала) |
Рефлексия
3 минуты |
Оцените свою работу на уроке:
А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу в рабочем листе урока. |
Организует фронтальную беседу по вопросам . Слайд 11-12. |
Соотносят поставленные на урок цели с результатами работы, оценивают свою работу на уроке. Сдают рабочие листы учителю. |
Регулятивные (оценка и контроль) |
Задание на дом:
2 минуты |
Провести мини-исследование общественного мнения «Как вы оцениваете события Октября 1917 года?» по плану: 1.Возраст респондента 2.Считаете ли вы события Октября 1917 г. революцией? 3.Считаете ли вы, что в Октябре 1917 г. произошел переворот, захват власти большевиками? 4.Каких участников Октябрьских событий вы можете назвать. |
Объясняет суть выполнения домашнего задания. Слайд 13. |
Фиксируют домашнее задание в тетради |
Личностные, регулятивные, коммуникативные |