Сравниваем фигуры
Актуализация представлений о сравнении геометрических фигур по форме, цвету, размеру, знакомство с символическим изображением предметов, изображённых на рисунке.
Актуализировать представления учащихся о геометрических фигурах: квадрате, круге, треугольнике.
Формировать умение заменять предмет выбранным символом.
Способствовать формированию умений узнавать геометрические фигуры, сравнивать по форме, цвету, размеру, устанавливать их сходство и различия.
Закреплять умения выполнять счёт предметов и сравнивать изображённые предметы по количеству.
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, пространственные представления учащихся, умение выполнять работу в паре.
Развивать математическую речь учащихся.
Способствовать развитию графических навыков учащихся и умения использовать чертёжный инструмент — линейку.
Определение названия геометрической фигуры.
Сравнение геометрических фигур, определение их сходства и различий.
Сравнение формы, цвета и размера изображённых предметов.
Счёт предметов на рисунке.
Сравнение количества изображённых предметов, используя понятие столько же.
Замена предметов на их символическое изображение.
Изображение фигур с помощью линейки.
Геометрические фигуры, квадрат, круг, треугольник, сравнение фигур, форма, цвет, размер, счёт предметов, количество предметов, сравнение предметов по количеству, столько же.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 1 учебника. Учитель обращает внимание учащихся на значок, который стоит слева от номера задания («вишенки»), и предлагает объяснить его значение — работа в паре. Один из учеников в паре выкладывает из карандашей треугольник, а другой — квадрат. На основе данной предметной деятельности (моделирования) учащиеся получают представления о количестве сторон у треугольника и квадрата. Затем они находят треугольник и квадрат на рисунке, сравнивают их и высказывают свои предположения об их сходстве и различиях, определяют отличия круга от остальных фигур и делают вывод, что квадрат и треугольник удобно рисовать с помощью линейки. Работа с интерактивным заданием (анимацией). Учитель предлагает учащимся посмотреть анимацию, демонстрирующую моделирование треугольника и квадрата с использованием палочек и изображение фигур с помощью линейки. Ученики вспоминают, как нужно держать линейку и карандаш, и могут попробовать начертить квадрат и треугольник в тетради. |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся рассматривают фигуры на рисунке и вспоминают их обобщённое название (геометрические фигуры), называют красные фигуры (квадрат и круг), называют цвета треугольников (синий, жёлтый) и квадратов (оранжевый, красный, зелёный). Задания, расположенные под рисунком, способствуют не только актуализации понятий «круг», «квадрат», «треугольник», но и тренировке в пересчитывании предметов. При выполнении последнего задания закрепляется понятие «столько же», ученики используют символы (точки) для обозначения количества предметов (геометрических фигур), делают рисунок в тетради. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся называют геометрические фигуры на каждом из рисунков, сравнивают их, определяют, что у этих фигур общего и чем они различаются, используя слова «форма», «цвет», «размер». Ученики отмечают рисунок, на котором изображены фигуры, различающиеся по форме. Дополнительные вопросы: «Сколько всего красных (зелёных, синих) фигур? Сколько всего кругов (треугольников, квадратов)? Чего больше: кругов или квадратов? Каких фигур меньше: красных или зелёных?» Сравнение количества фигур способствует тренировке в пересчитывании предметов и актуализации понятий «больше», «меньше», «столько же». |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся находят в окружающей обстановке (в классе и на рисунке) и называют предметы, которые имеют указанные формы (круга, квадрата, треугольника). Работа с интерактивным заданием. Учащиеся рассматривают и называют предметы, расположенные слева, определяют их форму. Можно предложить при формулировке предложений использовать словосочетание «имеет форму»: «Тарелка имеет форму круга», «Шахматная доска имеет форму квадрата», «Игрушка имеет форму треугольника». Нужно обратить внимание школьников, что форму круга имеет не только тарелка, но и узор на ней, а шахматная доска квадратной формы разделена на квадраты двух цветов. Предметы нужно соединить с соответствующей геометрической фигурой. |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с интерактивным заданием. Ученики называют предложенные фигуры, характеризуя их цвет (жёлтый, зелёный, синий) и форму (круг, треугольник, квадрат). Затем они располагают фигуры в ряд, ориентируясь на их характеристику, озвученную диктором или прочитанную учителем. Нужно обратить внимание детей, что ряд начинается слева. |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 4 учебника. При работе с рисунком ученики называют изображённые фигуры, сравнивают их по форме, цвету, размеру, определяют общее свойство. На рисунке слева фигуры имеют одинаковые форму (круг) и цвет (зелёный), различаются размером. На рисунке в середине изображены фигуры, одинаковые по форме (треугольник) и размеру, но разные по цвету. Фигуры на рисунке слева имеют одно общее свойство — форму (квадрат) и различаются по цвету и размеру. При ответе на вопрос после рисунка ученики выполняют счёт предметов и сравнивают их по количеству, закрепляя понятие «столько же». Отвечая на последний вопрос, учащиеся определяют, что зелёный квадрат можно поселить в домик справа (совпадает форма) или в домик слева (совпадает цвет). Работа с интерактивным заданием. Ученики распределяют данные фигуры по группам в соответствии с их формой. После выполнения задания можно предложить сравнить фигуры в каждой группе и охарактеризовать их сходство и различия (фигуры в каждой группе имеют одинаковую форму, но различаются цветом и размером). |