Сравнение свойств неорганических и органических карбоновых кислот. Химия. 10 класс. Разработка урока
УМК «Химия. 10 класс. Профильный уровень» О. С. Габриеляна.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Цели:
а) познавательная – формирование навыков отбора необходимого лабораторного оборудования и реактивов, а также работы с оборудованием;
б) развивающая - усложнение смысловой функции речи, способность анализировать, обобщать, доказывать, развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентировка во времени), двигательной сноровки и соразмерность движений;
в) воспитывающая - партнерское отношение членов группы, толерантное отношение к высказываниям других групп, бережное отношение к лабораторному оборудованию, экономное отношение к используемым реактивам, ответственность за порядок на рабочем месте.
Задачи:
- провести экспериментальную часть работы;
- представить полученные результаты в виде химических уравнений реакций;
- сформулировать вывод относительно общих и специфических свойств неорганических и органических кислот.
Использованные источники:
- Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / - М.: Дрофа, 2006.;
- Габриелян О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / - М.: Дрофа, 2008.;
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю. Химия. Углубленный уровень. 10 кл. учреждений / - М.: Дрофа, 2008.
Оборудование и реактивы: инструкция по выполнению экспериментальной части; тетради для практических работ и письменные принадлежности; таблицы по химии (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов); клеенка, мыло, полотенце рядам с водопроводным краном; рабочая доска, мел, влажная тряпка для доски; лабораторное оборудование – штатив для пробирок, лабораторный поддон, чистые ученические пробирки (по 10 штук в каждом наборе), держатель для пробирок, чашечка с сухим горючим (с крышечкой), спички, асбестовая сетка, химический стакан объемом 100 мл, ложечки для сыпучих веществ (по 3 штуки в каждом наборе); реактивы: растворы соляной и уксусной кислот, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), раствор карбоната натрия (все указанные вещества выдаются учащимся в виде 5%-ных растворов), концентрированная серная кислота с пипеткой (находятся на столе учителя), изоамиловый спирт, медная проволока (2 штуки), цинк гранулированный, порошкообразный оксид меди (II), порошкообразный магний, горячая вода (находятся на столе учителя, в дальнейшем, при выполнении опытов, учащиеся самостоятельно наливают в свои химические стаканы необходимое количество горячей воды). Количество подготовлены наборов зависит от количества учащихся в классе, количества полученных групп (лучше всего, если группа будет состоять из 4-х человек – учащихся за соседними партами одного ряда, а число групп будет кратно 3).
Предварительная подготовка:
- на доске записать тему урока и начертить таблицу для дальнейшего заполнения;
- соединить по две соседние парты каждого ряда для групп по 4 человека;
- на сдвинутые парты расстелить клеенку и разложить необходимые таблицы по химии;
- расставить поддоны с лабораторным оборудованием и реактивами;
- проверить наличие мыла, полотенца и воды в водопроводе;
- подготовить журнал по технике безопасности с необходимыми записями;
- подготовить тетради для практических работ.
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие;
- отметить отсутствующих учащихся в классе;
- подготовка учащихся к уроку (раздать тетради для практических работ и проверить наличие письменных принадлежностей – простые карандаши, линейки);
- обязательное размещение сумок на крючки на партах (для освобождения прохода между рядами).
II. Этап подготовки учащихся
1. Актуализация знаний в виде беседы
Учитель: Ребята, посмотрите все на тему нашего урока и дайте определения кислот какие вы знаете. (Обязательно должны прозвучать два определения – с точки зрения строения и с точки зрения теории электролитической диссоциации).
А теперь назовите кислоты, с которыми мы чаще всего работаем на уроках, встречаемся в быту. Приведите их химические формулы.
(Учащиеся называют соляную, серную, азотную, уксусную и лимонную кислоты, на доске записывают их химические формулы.)
Учитель: На доске вы видите таблицу, которую нам надо будет заполнить к концу урока.
Кислота |
Реагенты |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сейчас мы вместе определимся, с какими кислотами нам предстоит работать дальше при проведении экспериментальной работы, для этого посмотрите на выданные вам реактивы и назовите предложенные кислоты.
(Учащиеся называют соляную и уксусную кислоты, учитель вписывает формулы названных кислот в таблице на доске)
Кислота |
Реагенты |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
HCl |
|
|
|
|
|
|
|
|
CH3COOH |
|
|
|
|
|
|
|
|
Давайте начнем заполнять таблицу и начнем мы с того, что запишем в верхнюю строку «Реагенты» названия классов и групп тех веществ, с которыми могут реагировать кислоты. (Учитель преднамеренно не говорит, о каких кислотах идет речь – органических или неорганических, записывает все предложения учащихся.) После заполнения должна получиться таблица:
Кислота |
Реагенты |
|||||||
Металлы |
Основные оксиды |
Щелочи |
Нерастворимые основания |
Растворы солей более слабых кислот |
Спирты |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
HCl |
|
|
|
|
|
|
|
|
CH3COOH |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Тема, цели и задачи
Учитель: Ребята, еще раз внимательно посмотрите на доску, на тему урока, на то, что находится на ваших столах и сформулируйте цель нашего урока.
(Ученики с помощью учителя формулируют цель: провести химический эксперимент, доказывающий общие и особые свойства карбоновых кислот).
Теперь давайте в тетрадях для практических работ запишем сегодняшнее число, тему урока и цель урока.
III. Этап обобщения и систематизации знаний
1) Учитель: Сегодня мы работаем по группам, каждая группа получает свое задание - доказать или опровергнуть вывод о том, что неорганические и карбоновые кислоты проявляют общие свойства, а также обладают особенными свойствами: группа №1 – экспериментально выясняет возможность взаимодействия предложенных кислот с металлами; группа №2 – экспериментально выясняет возможность взаимодействия предложенных кислот с основными оксидами и основаниями; группа №3 – экспериментально выясняет возможность взаимодействия предложенных кислот с растворами более слабых кислот и со спиртами). Каждой группе выдается инструкция по выполнению химического эксперимента, в начале инструкции приведен текущий инструктаж по технике безопасности, прочитав инструктаж, вам необходимо расписаться в журнале по технике безопасности. На выполнение химического эксперимента каждой группы дается 15 минут (необходимо в начале работы распределить выполняемые функции), за это время также необходимо в своих тетрадях написать уравнения химических проведенных реакций (в молекулярном и ионном виде), для необходимой информации на ваших столах находится «Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде». По окончании эксперимента каждая группа должна внести полученные результаты в таблицу на доске, указав:
а) формулу используемого реагента при проведении химической реакции;
б) знаком «+» или «–» обозначить возможность протекания данной реакции;
в) указать признак химической реакции (осадок, газ, изменение или появление запаха, цвета);
г) ниже таблицы написать уравнения реакций в молекулярном виде.
2) Учащиеся приступают к выполнению работы. Учитель осуществляет контроль за проведением химических опытов, соблюдением правил по технике безопасности, оказывает помощь в случае затруднения работы с лабораторным оборудованием и реактивами, а также при написании уравнений химических реакций; следит за временем проведения эксперимента, оформлением результатов работы на доске и информирует учащихся (периодически) об оставшемся времени.
3) После истечения отведенного времени на рабочей доске появляются следующие записи в таблице:
Кислота |
Реагенты |
|||||||
Металлы |
Основные оксиды |
Щелочи |
Нерастворимые основания |
Растворы солей более слабых кислот |
Спирты |
|||
Zn |
Cu |
Mg |
CuO |
NaOH |
Cu(OH)2 |
Na2CO3 |
Изоамиловый (t°) |
|
HCl |
+ газ |
– |
+ газ |
+ изменение цвета |
+ выделение Q |
+ растворение осадка |
+ газ |
– |
CH3COOH |
+ газ |
– |
+ газ |
+ изменение цвета |
+ выделение Q |
+ растворение осадка (медленно) |
+ газ |
появление запаха груши |
Также ученики на свободном месте рабочей доски пишут уравнения химических реакций.
4) Учитель: Ребята, нам удалось к намеченному времени закончить проведение химических опытов, оформить нашу таблицу и написать уравнения химических реакций. У кого есть замечания по записям на доске? (Ученики делают возможные замечания по неточностям, допущенным в записях на доске, исправляют ошибки, если они есть.) А теперь каждая группа должна сформулировать вывод по своему заданию. (Заслушиваются представители от каждой группы.)
Учитель: Что же нам удалось выяснить? Отличаются ли химические свойства неорганических и органических кислот? (Ученики отвечают на эти вопросы полными ответами; обязательно необходимо подчеркнуть, что существует специфика в написании формул солей, образуемых карбоновыми кислотами.) В конечном итоге учащиеся формулируют общий вывод по проделанной работе.
IV. Домашнее задание
Учитель: Ребята, дома вам в своей рабочей тетради необходимо написать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, доказывающие химические свойства неорганических и органических кислот на примере раздавленной серной кислоты и муравьиной кислоты. Ответить на вопрос: «Отличаются ли химические свойства уксусной и муравьиной кислот?» При необходимости написать соответствующие химические уравнения реакций.
V. Этап подведения итогов и окончания урока
Учитель:
а) отмечает отдельных учеников или группы в целом составе, которые успешно , во время, без замечаний и ошибок справились с работой;
б) просит привести рабочее место в порядок и проверить наличие своей подписи в журнале по технике безопасности;
в) просит сдать тетради для практических работ на проверку;
г) информирует учеников о том, что будет оцениваться при проверке выполнения практической работы (написание уравнений реакций, проведенных группой; оформление таблицы, формулировку общего вывода).
В самом конце урока учитель благодарит учащихся и прощается до новой встречи.