Социально-исследовательский проект "История одного памятника"
История – сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и поучение
настоящего, предостережение для будущего.
Мигель де Сервантес Сааведра
1. Постановка проблемы
Страшной страницей вошла в историю нашей страны Гражданская война (слайд 2). Это было время, когда брат воевал против брата, сын против отца, сосед против соседа. Сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий, сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, детских было пролито!
Тема Гражданской войны особенно актуальна в этом году, когда прошло 100 лет с её начала. Да и отношение к революции сейчас неоднозначное: кто-то проклинает её, кто-то по-прежнему восхищается. Но историю нашей страны никуда не деть, как говорят, «историю не перепишешь». В советские годы тема революции и Гражданской войны была очень популярна и нашла своё отражение в искусстве, и в частности, в различных по форме памятниках и многочисленных мемориальных досках. Да, память, которая сохранилась в книгах, в фильмах и еще в камне не дает нам забыть те страшные роковые годы Гражданской войны.
В нашем селе есть три памятника, связанных с Гражданской и Великой Отечественной войнами (слайд 3): памятник красноармейцам, погибшим в годы Гражданской войны; памятник В.И.Ленину; памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Два последних памятника были поставлены в 1977 году к 60-летию Октябрьской социалистической революции. А вот первый памятник (памятник красноармейцам, погибшим в годы Гражданской войны) был воздвигнут значительно раньше, сведений о нём не так много и поэтому нам захотелось узнать о нём более подробно.
2. Цели, задачи и методы работы (слайд 4)
Гипотеза: Только тот народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости.
Целью моей исследовательской работы стало:
- изучение памятника красноармейцам, погибшим в годы Гражданской войны в родном селе.
Перед собой я поставил следующие задачи:
- сбор и изучение материалов об истории создания памятника;
- систематизация материала и оформление в современном виде;
- анализ роли памятника в жизни села в советские годы;
- анализ роли памятника в современной жизни села.
Объект исследования (слайд 5): памятник красноармейцам, погибшим в годы Гражданской войны в селе Апалиха Хвалынского района Саратовской области.
Методы исследования:
- изучение и анализ фото, документальных источников и интернет-ресурсов,
- письменные воспоминания очевидцев,
- анкетирование.
Практическая значимость: Материалы и выводы исследования могут быть использованы учителями и учениками на уроках, на внеклассных мероприятиях в школе для духовно-патриотического воспитания школьников через соприкосновение с историческим наследием нашего народа.
3. Актуальность проблемы
В преддверии 100-летней годовщины со дня кровавых событий, разыгравшихся на территории нашего села, я считаю эту тему актуальной, так как история создания памятника – это часть истории села, которое я очень люблю как свою малую родину. Ведь памятник воздвигнут в память воинов-красноармейцев, павших в годы Гражданской войны. Мы не должны забывать тех, кто, думая о нас, о светлом и счастливом будущем, шел к Победе.
Для решения поставленных задач я ещё раз перечитал историю нашего села, хранящуюся в школьном краеведческом музее; посетили школьную и сельскую библиотеки с целью изучения необходимой литературы; также связался с районным архивом в городе Хвалынске; пытался разыскать необходимую информацию в интернет-ресурсах. В ходе такой деятельности мне удалось добыть очень ценные и интересные материалы о сооружении памятника.
4. История создания памятника
В папахе солдатской,
В шинели солдатской,
Подмяв сапогом
Постамента плиту,
Стоит человек
Над могилою братской,
Бессменно стоит
Часовым на посту…
Виктор Тимохин
Почти вцентре нашего села, на бывшей прицерковной площади находится памятник воинам-красноармейцам, павшим в годы Гражданской войны (слайд 6). Этот памятник представляет из себя:
- высокий постамент, украшенный красной звездой, надписями «Вся власть Советам!», «1917-1918 гг.) ;
- скульптура в виде человека в папахе и с ружьём в руках.
История его создания такова.
Советская власть в селе Апалиха была установлена в январе 1918 года. Был сформирован новый орган власти – ревком (революционный комитет), председателем которого стал наш односельчанин АНДРЕЕВ Виктор Андреевич (слайд 7).
Членами ревкома были:
- Кочнев Николай
- Поликарпов Семён
- Глухов Андрей
- Гусев Григорий (учитель)
- Губецков Павел
- Крайнов Григорий.
Однако с лета 1918 года по стране начинается разгораться костёр Гражданской войны. С целью недопущения распространения белогвардейского движения уральских казаков и чехословацких мятежников по территории Саратовской губернии в наше село прибыл красноармейский батальон из города Вольска. Однако в августе в результате ожесточенных боёв красные из села были выбиты уральскими казаками, прибывшими в село из Болтуновки. Они прорвали фронт 2-го батальона Саратовского полка и захватили село Апалиху. При этом было взято в плен 33 красноармейца, которых 21 августа в центре села расстрелял атаман Селенский.
В альбоме «Истории села Апалиха», хранящемся в школьном краеведческом музее, записано воспоминание очевидца тех кровавых событий, 14-летней Котковой Анисьи (слайд 8). Привожу его дословно:
«Шёл 1918 год, август месяц. В Апалиху ворвалась белогвардейская банда. Красных из села выбили. Население узнало, что будут расстреливать пленных красноармейцев. Мы, 13-15-летние подружки, Анисья Коткова, Анисья Юдина и Варя Кудряшова и др. собрались побежать и посмотреть. Родители не пускают. Мо разве молодёжь удержать! Подбежали к дому Косырева П. по улице Церковной, встали у плетня. Ждём. Смотрим – ведут! Насчитали 33 человек. Все одеты в военные формы: гимнастёрки, полугалифе, ботинки с обмотками, на головах пилотки, через плечо перекинуты свёрнутые шинели, за спиной вещевые мешки. Поставили их на церковной площади (пониже нынешних автовесов) и выстроили в ряд. В затылок каждого красноармейца встали белые стрелки с винтовками. Послышалась команда: «Залп!» Раздались выстрелы. Стреляли разрывными пулями в голову. Все 33 человека упали.
Стрелки ушли, оставив одного охранника. Мы подошли к расстрелянным. Смотрим, а один шевелится, встал на колени. Лицо грязное и в слезах, а на голове размазаны мозги. Охранник вызвал начальника-офицера. А выживший паренёк просит его: «Пожалейте меня! Я не виновен! Отпустите!» На что офицер отвечает: «Куда же тебя я отпущу, когда у тебя голова раздроблена и мозги вытекли. Расстрелять!» Схватился паренёк за голову и сгрёб мозги. Оказалось, что он не был ранен, а мозги попали на него с другого красноармейца. Бросился паренёк на колени, просит и молит начальника-офицера о пощаде. Тот смилостивился и оставил его в живых.
Так погибли в селе 32 неизвестных красноармейца-бойца, защищая завоевания Октября.»
Через несколько дней белых из села выбил красноармейский отряд, прибывший со стороны города Вольска и села Алексеевка. Всех расстрелянных красноармейцев захоронили в одной братской могиле чуть выше места их расстрела.
В 1956 году на этой братской могиле наш сельчанин Тупицын Семён Анисимович по своей собственной инициативе поставил расстрелянным красноармейцам памятник (слайд 9). Он не был скульптором-профессионалом, а всего лишь библиотекарем в сельской избе-читальне (так ранее называли сельские библиотеки). В школьном краеведческом музее сохранился его тренировочный слепок лица красноармейца. Конечно, большую моральную и материальную помощь Тупицыну С.А. по созданию памятника оказал сельский Совет, возглавляемый Фроловым Созонтом Степановичем (слайд 10).
5. Роль памятника в жизни села в советские годы
Памятник и прилегающая к нему территория сразу стали для нашего села особо почитаемым местом. Территория памятника была огорожена деревянной изгородью, высажены деревья и цветы (слайд 11 ). Ученики школы стали шефствовать над памятником: наводить порядок, вырубать поросли, удалять сорняки, ухаживать за деревьями и цветами. Сюда на каждую годовщину Октябрьской революции устраивались праздничные шествия колоннами из разных концов нашего села (слайд 12) . В Дни Победы в Великой Отечественной войне , другие знаменательные даты всегда собирались люди, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за наше светлое будущее (слайды 13 и 14). Тут была установлена трибуна для выступлений и крепления флагов. У памятника школьников принимали в пионеры и в комсомол, устраивали пионерские сборы (слайд 15). Здесь постоянно проводились уроки памяти для школьников. Ученики слушали рассказы ветеранов.
Одним из ветеранов, постоянно приезжавших сюда на 9 мая, был один из 33-х красноармейцев, который чудом остался в живых после кровавого расстрела в 1918 году, Туваев Пётр Иванович (слайд 16). Он вернулся в ряды Красной армии, отвоевал всю Гражданскую войну. И спустя много лет стал приезжать в Апалиху, чтобы поклониться похороненным здесь товарищам. Ученики нашей школы во главе с учителем русского языка и литературы Марковой Галиной Львовной наладили с ним постоянную переписку. Пётр Иванович охотно писал письма, выслал в адрес школы свою фотографию. Последний раз Туваев Пётр Иванович, уроженец села Донгуз Балтайского района Саратовской области, приезжал к нам в село на 30-летие Великой Победы в 1975году.
В 50-е -60-е годы на территории чуть выше памятника стали устраивать захоронения для уважаемых жителей села: комсомольских активистов, членов партии, ветеранов Великой Отечественной войны. Всего за эти годы там было захоронено 11 человек. Со временем эта традиция стала забываться и всех умерших стали хоронить на общем сельском кладбище.
6. Значение памятника в современной жизни села
С появление в 1977 году ещё двух памятник на территории нашего села значение этого памятника значительно упало. На День Победы митинги и вахты памяти проводятся теперь у другого памятника (слайд 17). Но по-прежнему сюда на экскурсию приходят учащиеся школы, гости нашего села. Он имеет непреходящее значение для нашей истории, для воспитания подрастающего поколения. Мы не имеем права лишить наше грядущее поколение исторической памяти.
В этом году кровавым событиям нашего села исполняется 100 лет. Не одно поколение учащихся нашей школы ухаживало за памятником-обелиском. Теперь эта честь выпала сегодняшнему поколению. Когда мы приходим к памятнику, то думаем о том, что здесь погибли и похоронены люди, чтобы мы могли жить лучше и счастливее на своей земле.
Надо помнить: то, что сделано руками и энергией не одного поколения селян, нужно бережно охранять и приумножать.
7. Размышления о будущем памятника
Я думаю и надеюсь, что у памятника есть будущее. Ведь памятники сближают людей разных поколений. Недавно специалист администрации округа Хламова В.Я. через социальные сети обратилась ко всем, кто родился или вырос в родном селе со следующим письмом: «Дорогие друзья! Я, как специалист Апалихинского муниципального образования, обращаюсь ко всем, кому дорога родная деревня, кто помнит откуда он родом. На территории нашего села находится памятник воинам– красноармейцам, погибшим в годы Гражданской войны. Он был открыт в 1956 году: на высоком постаменте фигура красноармейца в шинели и с папахой на голове. Он стоит в полный рост, сжимая в руках знаменитую трёхлинейку, а его взгляд устремлён далеко за горизонт. Так, словно он на боевом посту. Идёт время, с каждым годом памятник ветшает, трещит и наклонился фундамент, вываливаются целые куски (слайд 18). Как могли, мы его ремонтировали, но сейчас необходима срочная реставрация. Я приглашала в сентябре 2015 года специалиста из Базарного Карабулака. Он всё осмотрел, проверил наклон постамента, и вынес решение, что памятник реставрации не подлежит, можно только сделать новый по старому памятнику. Всё это будет стоить 300000 (триста тысяч) руб. Таких средств в нашем скудном бюджете конечно нет. Но нельзя дать памятнику вот так просто исчезнуть. Это будет непростительной ошибкой. Мы не имеем права лишить наше грядущее поколение исторической памяти. Очень хочется к 60-тию установки памятника и к 100-тию этого трагического события дать новую жизнь памятнику. Ведь как поётся в одной замечательной песне: « Это нужно не мёртвым, это нужно живым…». А далее приведён номер счёта, куда можно перечислить денежные средства тем, кто откликнется на данный призыв.
8. Социологический опрос
С целью выявления знаний о памятнике у учащихся школы я провел социологический опрос среди учеников 6, 7 и 8 классов. Им было предложено 4 вопроса:
- В каком году был открыт памятник красноармейцам, погибшим в годы Гражданской войны?
- Что тебе известно об истории открытия памятника?
- Хотел бы ты узнать подробную информацию об истории открытия памятника?
- Каково сейчас состояние памятника?
В опросе приняли участие 20 учеников. Из данного социологического опроса я увидел, что из всех опрошенных только 2 ученика правильно назвали год открытия памятника. На второй вопрос 14 учащихся ответили, что знают частично или достаточно много об истории открытия памятника. Хотели бы узнать подробную информацию о памятнике 17 учеников из 20 опрошенных. А на вопрос о современном его состоянии получены следующие ответы: плохое – 16 ответов, хорошее – 3 ответа, не знаю – 1 ответ.
Выводы:
- Абсолютное большинство учащихся из числа опрошенных не знают, когда был открыт памятник; многие знают историю его открытия; большинству участников опроса будет интересно узнать подробную информацию об истории открытия памятника.
- Большинство опрошенных знают о плохом состоянии памятника и это их волнует и беспокоит.
- Мне просто необходимо познакомить учащихся школы с подробной историей открытия памятника.
Для этого я подготовил презентацию к выступлению и выступил с проектом на общешкольном мероприятии 12 декабря 2017 года.
9. Выводы и заключение (слайд 19)
В результате проделанной мною работы выяснилось следующее:
- Цель работы достигнута – удалось исследовать историю возникновения памятника.
- Памятник нуждается в реставрации или полной замене на новый.
- Создана презентация для ознакомления учащихся школы с историей памятника.
- Этот проект имеет своё продолжение. Работа по исследованию истории возникновения памятника позволила мне узнать много интересного о нашем селе, его жителях, захотелось более подробно изучить такую богатую историю нашей малой родины.
Закончилась работа над проектом. Я узнал много нового из истории своей малой Родины. Выясняя историю Гражданской войны, мы словно перелистали страницы огромной книги. Вслушайтесь в шорох этих страниц! Книга жизни – самая великая книга, а имена людей – это человеческие судьбы. Долг живых– не забывать о той страшной войне, о тех, кто заботился о лучшем будущем.
Проект будет полезен всем, кто интересуется краеведением: ученикам школы, родителям учеников, классным руководителям, педагогам – организаторам, библиотекарям, администрации школы, всем, кому не безразлична память о трагическом прошлом нашей Родины.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.