Согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить детей с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж; отрабатывать навык звукового анализа слов.
— Воспринимать важность учёбы, как интеллектуального труда и познания нового.
Виды деятельности
Научить различать звук [ж] и буквы Ж, ж. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Определять наличие в звучащем слове твёрдого звука [ж]. Слушать и понимать речь других.
Ключевые понятия
- Согласный, гласный, твёрдый звук, звонкий звук.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап | Встали все у своих мест. — Какое настроение должно быть, чтобы урок прошёл успешно? —Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. И пусть в этом нам поможет девиз урока, который вы сможете прочитать, если составите из слов предложение. «У нас сегодня всё получится!» — Я желаю вам удачи. |
2 | 2. Актуализация знаний | Просмотр отрывка из мультфильма. — Отрывок какой сказки вы увидели? («Дюймовочка».) Кто автор этого произведения? (Ханс Кристиан Андерсен.) Кого встретила Дюймовочка? (Жука.) |
3 | 3. Мотивация учебной деятельности учащихся | Работа над скороговоркой. — Давайте выучим скороговорку про жука. (артикуляционно, шёпотом — медленно, шёпотом —быстро, громко — медленно, громко — быстро). Жу–жу–жу, жу–жу–жу, На лужайке я жужжу, Над ромашками кружу! — Повтор какого звука использует автор, чтобы мы услышали жужжание жука? (Жужжание создаётся повтором звука [ж].) |
4 | 4. Мотивация учебной деятельности учащихся | Я скажу про один предмет, а вы про множество предметов. Чиж — чижи; стриж — стрижи; морж – моржи; Этаж – этажи. — На какой слог заканчиваются слова во множественном числе (на жи). Какое правило написания этого слога вы запомнили на уроке письма? (жи — пиши с буквы и.) |
5 | 5. Артикуляционная гимнастика | — Послушайте начало фразы и закончите ее подходящими словами. Жа–жа–жа, жа–жа–жа— есть иголки у … ежа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу — рыбу мы дадим … моржу. Жди-жди-жди, жди-жди-жди — осенью идут … дожди. Жан-жан-жан, жан-жан-жан — мама жарит …. баклажан. — Попробуйте сочинить свою чистоговорку со слогом –жи. ( Жи-жи-жи, в нашем доме этажи.) |
6 | 6. Первичное усвоение новых знаний | Работа по букварю, с. 66. — Названия каких животных начинается со звука [ж]? (Журавль, жираф, жаба, жаворонок, жук, жужелица.) Рассмотрите рисунок, кто изображён на нем? (Жар–птица.) — Есть ли в природе Жар–птица? В каких сказках она встречается? («Конек–Горбунок», «Сказка о Золотом петушке».) Послушайте отрывок из сказки П. Ершова и приготовьтесь ответить на вопрос: «Почему эту птицу так назвали?». Вот приехали в столицу. «Что, достал ли ты Жар-птицу?» — Царь Ивану говорит, Сам на спальника глядит. А уж тот, нешто от скуки, Искусал себе все руки. «Разумеется, достал», Наш Иван царю сказал. «Где ж она?» — «Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить, Знашь, чтоб темень сотворить». Тут дворяна побежали И окошко затворяли. Вот Иван мешок на стол: «Ну–ка, бабушка, пошёл!» Свет такой тут вдруг разлился, Что весь двор рукой закрылся. Царь кричит на весь базар: «Ахти, батюшки, пожар! Эй, решеточных сзывайте! Заливайте! Заливайте!» — «Это, слышь ты, не пожар, Это свет от птицы–жар». — Какие слова записаны в первом столбике? (Названия букв.) — Чтение слов второго и третьего столбиков. Устанавливаем смысловое сходство. — Найдите слово, в котором три слога. Придумайте предложение с этим словом. |
7 | 7. Первичное усвоение новых знаний | Букварь, с. 66. Игра: «Кто это? Что это?». — Каких животных вы видите на рисунках? Почему слова журавли, зебры, быки написаны во множественном числе? (Многозначные слова.) Журавль — колодец и птица. Зебра — животное и обозначение перехода. Бык — животное и опора моста. Многие неодушевлённые предметы мы называем так же, как и некоторых животных, из-за сходства этих предметов с данными животными. Физкультминутка. |
8 | 8. Первичное закрепление | Работа в тетради, с. 32, № 1, 2, 3. Из данных слогов составьте и запишите слова. (Жаба, жало, жара, лужа, ложа, жалоба.) |
9 | 9. Первичное закрепление | № 2. Игра «Превращение». Показать детям, как из одной буквы получается другая. |
10 | 10. Первичное закрепление | № 3. Слово жук следует искать как по горизонтали, так и по вертикали. Чему учились сегодня на уроке? (Учили скороговорку, играли в слова, делали жука.) — Как вы думаете, мы сегодня с вами выполнили поставленные задачи? — Поднимите руки, кому понравился урок. — Закончите фразу «Этот урок научил меня…». — Спасибо за урок. До свидания. |