Согласный звук [й’] и буква й
- уточнение представлений учащихся о согласном звуке [й’];
- развитие умения различать гласный звук [и] и согласный звук [й’], правильно писать слова с буквой й.
- понимание различия между гласными и согласными звуками
- выделение особенностей согласных звуков и согласного звука [й’]
- понимание различия гласного звука [и] и согласного звука [й’]
- правильная запись слов с буквой й
- списывание (выборочное списывание) слов и предложений
- проверка написанного (самопроверка и взаимопроверка)
- фонетический разбор слов, составление звуковых схем слов.
- Звук, буква, гласный звук, согласный звук, слово, предложение.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация имеющихся знаний | Беседа: оживление имеющихся знаний о согласных звуках, их отличиях от гласных. Затем учащиеся выполняют упражнение на закрепление пройденного материала, распределяя согласные звуки в таблице. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания. Дети зачитывают вслух составленные дома предложения. Учитель напоминает им о том, что предложение должно начинаться с большой буквы и заканчиваться точкой. Учащиеся проверяют себя. Беседа. Учитель спрашивает: «Как вы догадались, что отгадка — слово карандаш? Как вы думаете, может ли слово состоять только из согласных звуков?» Учащиеся пытаются сформулировать ответ на вопрос. Далее проводится словарная работа со словом карандаш, учащиеся подчёркивают орфограммы в слове, ставят ударение. |
3 | 3. Основной этап урока | Учитель выводит на интерактивную доску тему урока и говорит, что сегодня речь пойдёт о согласном звуке [й’] и о букве, которой этот звук обозначается на письме. |
4 | 4. Основной этап урока | Выполнение упр. № 46 на интерактивной доске. Учащиеся, закрыв учебники, делят слова упражнения на слоги и сравнивают звуки [и] и [й’] в словах. Учащиеся должны сказать о том, что звук [и] составляет слог, а звук [й’] — нет. Учитель предлагает детям подумать, почему это так. Возможно, некоторые учащиеся догадаются, что звук [й] не может составить слог, потому что он согласный. Нужно отметить и похвалить этих учащихся. |
5 | 5. Основной этап урока | После того как дети высказали свои предположения, учитель выводит на интерактивную доску правильный ответ. Дети теперь могут открыть учебники и самостоятельно перечитать информацию о звуке [й’]. После прочтения информации учащиеся списывают слова из упр. № 46 в тетради, разделяя эти слова чёрточками на слоги. |
6 | 6. Основной этап урока | Далее для закрепления материала учащиеся выполняют интерактивное задание, вставляя в текст нужные слова. |
7 | 7. Основной этап урока | Выполнение упр. № 47. Учитель демонстрирует учащимся текст стихотворения с иллюстрацией и озвучкой. Дети слушают и читают стихотворение. |
8 | 8. Основной этап урока | Перед тем как дети начнут записывать по памяти первое предложение, учитель демонстрирует им памятку, с помощью которой они могут подготовиться к письму по памяти. Учащиеся читают памятку, работают с текстом и только после этого начинают записывать предложение. |
9 | 9. Основной этап урока | Выполнение упражнения № 49 Дети выполняют упражнение. Один из них работает у интерактивной доски. Остальные учащиеся работают с места. После выполнения упражнения учитель спрашивает: «Сколько слогов в слове читайте?» Учащиеся должны ответить, что в слове читайте три слога и обосновать свой ответ. Учащиеся также должны ответить на вопрос: как узнать, сколько в слове слогов? |
10 | 10. Рефлексия | Итог урока. Учитель задаёт вопрос: «Чем различаются звуки [и] и [й’]?» Для закрепления пройденного на уроке материала учащиеся распределяют ответы в таблице, вслух проговаривая различия звуков [и] и [й’]. |
11 | 11. Домашнее задание | Домашнее задание: упр. № 50. Выучите стихотворение о медведе наизусть. Спишите первые две строчки. Ответьте на вопросы. 1. Сколько слов с буквой й в этом стихотворении? 2. Сколько в нём слов со звуком [й’]? |