Сочиняем начало текста
- отрабатывать умение создавать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру
- структура текста, цельность текста, начало текста, окончание текста, заголовок текста
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — составление начала текста с опорой на заголовок. Выполняется фронтально, в последовательности предложенных заголовков. Примерный план работы. 1. Ученики предлагают свои варианты темы текста с заголовком «Весенние ручейки», отвечая на вопрос: «О чём может говориться в рассказе с таким названием?»; учитель фиксирует варианты на доске. 2. Из названных тем выбирается одна, для того чтобы совместно сочинить текст. 3. Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают заглавие и основную мысль будущего текста. 4. Совместное придумывание начала будущего текста, соответствующего заголовку и основной мысли (на этом этапе работы важно дать высказаться как можно большему количеству учащихся); учитель фиксирует предложения учеников на доске. 5. Работа по улучшению, исправлению начала будущего текста. 6. Ученики списывают начало текста в тетрадь. По такому же плану происходит и работа с последующими заголовками. Вариант выполнения (только для классов с высоким уровнем подготовки). Списывать с доски в тетради вслед за учителем все этапы создания будущего текста. Обратите внимание. Задача развития речи требует, чтобы каждый ученик, принимая участие в создании коллективного текста, понял, какие действия и на каком этапе необходимо совершать, т. е. алгоритм этой работы. Поэтому не обязательно выполнять все предложенные задания, важно содержание и качество их выполнения. Ориентируясь на уровень подготовленности своего класса, заранее продумайте, какую работу будет выполнять весь класс под вашим руководством, какие задания могут быть предложены для индивидуальной (или групповой) работы, а какие можно и не предлагать. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — поиск и устранение нарушений в тексте. Выполняется фронтально, под руководством учителя. Если дети решат, что главной целью текста будет рассказ, «Как я поймал майского жука», то, конечно, предложение, приведённое в упражнении, станет скорее заключением, а не началом текста. Если ученики предложат какую-то другую основную мысль текста, например «История с майским жуком», то и в этом случае текст не может начинаться с предложения, которое придумал Серёжа, однако это предложение может быть среди других в начале текста. Если позволит время и темп работы, желательно показать ученикам, как в зависимости от заголовка и основной мысли может меняться начало текста. Предлагаемые варианты текстов учитель записывает на доске; один из вариантов ученики переписывают в тетрадь (если позволит время). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — работа с деформированным текстом: восстановление начала и окончания исходного текста. Выполняется самостоятельно хорошо успевающими учениками с обязательным сообщением остальному классу о результатах работы (учитель должен проверить правильность записи текста, но не оценивать его с точки зрения правописания, хотя ошибки следует подчеркнуть). В процессе обсуждения ученики устанавливают, что в учебнике приведён не текст, а его часть. В ответе должны найти отражение такие элементы, как: а) отсутствие цельности; б) отсутствие последовательности; в) отсутствие начала. Далее возможны варианты: ученики считают, что перед ними окончание текста — либо средняя часть текста. В зависимости от того, к какому выводу придут ученики, последующая работа строится либо по дописыванию начала текста, либо по придумыванию начала и окончания текста. Если учащиеся класса обучены работать в парах или индивидуально, учитель может предложить различные формы работы: ученики должны сами выбрать, как им удобнее работать — всем классом (фронтально), в парах (или в паре) или самостоятельно. При этом рекомендуется учесть различные мнения, высказанные учениками в ходе обсуждения: например, один или несколько учеников предполагают, что перед ними окончание текста, следовательно, эти ученики могут работать в паре или самостоятельно по дописыванию начала текста. Остальные ученики, считающие, что в учебнике приведена средняя часть текста, работают фронтально и составляют начало и окончание текста. В ходе предварительного обсуждения необходимо подробно проанализировать заголовок «Юные капитаны» и первое предложение «Но Коля помог своему кораблику преодолеть препятствие». В ходе обсуждения заголовка ученики должны прийти к выводу, что Коля и Алёша увлекаются кораблями, занимаются в судомодельном кружке или прочитали журнал, в котором приведены модели кораблей, и решили смастерить собственные кораблики. Анализ первого предложения должен способствовать тому, что ученики обнаружат отсутствие какого-то события: если Коля помог своему кораблику, значит, была какая-то помеха — кораблик перевернулся, или столкнулся с корабликом Алёши, или встретил какое-то препятствие. Именно это событие и должно быть отражено в отсутствующем абзаце. Таким образом, работу по воссозданию целостности текста можно вести двумя путями: оттолкнувшись от заголовка или разворачивая события в обратную сторону: если помог, значит, было препятствие; препятствие возникло тогда, когда ребята спустили на воду свои корабли; прежде чем они пошли играть со своими корабликами, они должны были их смастерить (или, как вариант, принести кораблики, которые были у них дома). При проведении данного упражнения учитель в первую очередь должен сосредоточиться не столько на записи готового текста (этот элемент работы может вообще отсутствовать), сколько на подробном анализе того, чего не хватает в тексте и как заголовок и первое предложение помогают восстановить предшествующие события. Если ученики предлагают дописать окончание текста, то эта часть работы может быть проведена ими самостоятельно, так как в окончании текста дети могут представить различные варианты развития событий, пофантазировать, высказать собственные предположения. |
5 | 5. Словарная работа | Записать слово завтра, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
6 | 6. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Прописывается ряд прописных букв Е, Ё, Е, Ё с обязательным контролем одинаковой высоты букв и отработкой положения точек над буквой Ё. |
7 | 7. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |